Роберт Джеффри, CIPD
Все это становится возможным благодаря появлению функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), – более совершенной технологии сканирования мозга - позволяющей наблюдать за тем, какие участки мозга активизируются в интересующий момент. Благодаря этой технологии мы видим, что именно влияет на наше мышление (и это совсем не то, что, как мы думаем, воздействует на ход наших мыслей).
Организационный психолог Гэри Лаффман (Gary Luffman) из think.change consulting говорит: «Наши методы исследования претерпели существенные изменения, и теперь у нас есть гораздо более четкое представление о том, за что могут отвечать различные части мозга. Но мы все еще только в начале пути». Так какие инсайты нейронауки могли бы действительно привнести улучшения в подходы к организации труда?
1. Нейропластичность. Почему ваш мозг непрерывно меняется
До последнего времени считалось, что наш мозг полностью сформирован к двадцати с небольшим годам. За бурным нейрогенезом (образованием новых клеток головного мозга) в детском возрасте следует период синаптического сокращения в подростковом возрасте, когда редко используемые проводящие пути нервной системы становятся ненужными, после чего медленно убывают. Для того чтобы доказать ошибочность теории, понадобилось несколько целеустремленных нейробиологов и группа лондонских таксистов.
Лиз Гоулд (Liz Gould) изучала функционирование нервной системы мартышек восемь лет и доказала, что в мозгу этих млекопитающих на протяжении всей жизни образуются новые нейроны (клетки мозга, ответственные за передачу информации). Затем исследователи из University College London (UCL) обнаружили, что у таксистов, за десятки лет тщательно изучивших улицы Лондона, гиппокамп больше, чем у водителей рейсовых автобусов. Это исследование также доказало, что нервные клетки мозга человека продолжают развиваться и в зрелом возрасте. Похожие исследования проводились и среди представителей других профессий. Исследования виолончелистов (правое сенсомоторное полушарие головного мозга большего размера, чем у тех, кто не занимался музыкой) и адвокатов подтверждают этот эффект. Работа таксистом, профессиональные занятия музыкой и адвокатская деятельность усиливает химические процессы в мозгу. Очень сильный стресс, как отмечает Гоулд, имеет противоположный эффект.
«Наши нейроны постоянно развиваются, помогая нам приспосабливаться к окружающей среде», – отмечает Лаффман. «Знания о таком свойстве головного мозга человека, как нейропластичность, можно было бы широко применять в коучинге. Это означает, например, что даже опытного сотрудника при необходимости можно переучить. Нужно только подобрать правильный механизм». Уровень образования новых синаптов – синаптогенез – сотрудников более старшего возраста может быть и медленнее, у представителей поколения Y, но он никогда не прекращается.
Нейропластичность позволяет «тренировать мозг», отмечает Лаффман: «Хотите быть более позитивно настроенным или иначе интерпретировать какой-нибудь факт? Обдумывайте дольше и тщательнее». Для мозга нет разницы между обдумыванием и действием. В специально проведенном эксперименте участники, которые только думали о поднятии тяжестей, они все равно набирали мышечную массу. Это обстоятельство делает позитивную визуализацию уже не просто эзотерической гиперболой. Гоулд использовала еще более интригующий подход. Она доказала, что обучение жонглированию способствует развитию головного мозга.
2. Эффект эгоцентричности. Другие, знаете, тоже читали книги
Большая проблема коммуникаций, с которой мы ежедневно сталкиваемся, заключается в том, что мы думаем, что осведомлены лучше остальных. Вот почему 94% из нас верят, что у них выше IQ, а 80% убеждены, что водят автомобиль лучше других. Когда мы учим, управляем или занимаемся коучингом, подобный эгоцентризм превращается в реальную головную боль: мы обращаем внимание только на тех, кто с нами соглашается, или на тех, кто настолько на нас похож, что, как мы думаем, разделяет наши взгляды.
Мы также переоцениваем то, до какой степени люди одинаковы в своих реакциях, что позволяет нам находить основания для обобщений и укрепляться в собственных заблуждениях, считает Джефф Бёрд (Geoff Bird), когнитивный нейробиолог из Института психиатрии при King's College London. «Мы в значительно меньшей мере задействуем наше сознательное, когда делаем предположения на чей-либо счет», – отмечает он. Вот почему нонконформистов и тех, до кого непросто достучаться, так часто игнорируют.
Бёрд отмечает, что ошибки, связанные со стереотипами, нередко выпадают на долю менеджеров по вознаграждениям. Разрабатываемые ими компенсационные пакеты всегда нацелены на удовлетворение их собственных нужд. Именно поэтому, по мнению ученого, они часто включают пенсии.
Эгоцентричность – злейший враг эмпатии. Она формируется через «социально-биологическую обратную связь» ("social biofeedback"). Наши родители отражают эмоции, которые мы испытываем – выглядят грустными когда мы плачем или радуются, когда мы смеемся. В наше время можно и напрячь правую, супермаргинальную извилину, чтобы взглянуть на человека по-новому.
Бёрд изучал больных алекситимией (трудность распознавать собственные эмоции) и пришел к выводу, что взрослые, не обладающие достаточной эмпатией, могут, тем не менее, избежать эффекта эгоцентричности. Активно выполняя действия, противоположные действиям собеседника (положить правую ногу на левую в то время, как тот, наоборот, кладет левую ногу на правую), в течение определенного времени, судя по всему, нужным образом меняет настрой. Он предлагает выполнить это упражнение перед тренинг-сессией или встречей, на которой вам нужно наладить связь.
3. Система ментализации. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Почему одни непринужденно взаимодействуют с другими в различных социальных ситуациях и легко приобретают друзей, а другие кажутся менее социально приспособленными и тихонько слушают Radiohead в сторонке? Ответ лежит в системе ментализации – способе обработки сигналов, которые мы получаем от окружающих, и зависит от нашего статуса по отношению к ним. Этот подход в корне отличается от более более формального представленными фактами и схемами. Эффекты ментализации фиксируются в частях головного мозга – главным образом в дорсомедиальной префронтальной коре головного мозга, – которая есть только у людей. Эти эффекты представляют собой своего рода «чтение мыслей».
«Система ментализации активируется в момент рождения человека и проявляет себя даже в моменты покоя, например, когда мы мечтаем», – пишет нейробиолог Мэтью Либерман (Matthew Lieberman) в своей новой книге Social. «Наш мозг настраивается на социальное восприятие мира, в основном из-за больших преимуществ такого поведения».
Ментализация не связана с обыкновенным интеллектом (и может быть полезнее «эмоционального интеллекта»). Успешные в ментализации люди обычно легко убеждают, вдохновляют и мотивируют. Те, кто этим качеством не наделен, полагаются на агрессивное доминирование и хуже обучаются, поскольку не воспринимают информацию, поступающую от других: «Они не считают, что это бессмысленно, но гораздо хуже приспособлены к тому, чтобы просчитать ценность этой информации, и поэтому не воспримают ее», – объясняет Бёрд.
Он отмечает, что профессионалы в области обучения и развития персонала смогут с легкостью идентифицировать успешных ментализаторов. Зачастую они хорошо проходят обучение на рабочем месте и извлекают пользу из взаимной поддержки и наставничества (формы «социального обучения»), потому что открыты для других. Для тех, кто не обладает этими навыками, более эффективными могут оказаться формальные методы обучения. Представление о том, насколько вы склонны к социальному обучению, могут дать когнитивные тесты, где респондентам предлагается рассортировать информацию из различных источников. Либерман добавляет, что эти навыки пойдут вам на пользу: по его мнению, дружба – это ключ к здоровой и счастливой жизни.
4. Эффект обобщения. Почему мы забываем весь изученный материал
Если вы хотите научить кого-нибудь чему-нибудь новому, используйте ролевую модель. Принципы нейробиологии, которыми подкреплено это утверждение, впервые были сформулированы Джакомо Риццолатти (Giacomo Rizzolatti), профессором Пармского университета, 20 лет назад. Он увидел, что когда одна обезьяна наблюдала за тем, как другая обезьяна собирает виноград, у нее активировалась та же самая часть мозга. «Зеркальные нейроны» во время игры помогают нам извлечь практические уроки и играют важную роль в распознании языка тела. Вот почему ведущие могут усиливать свои сообщения, меняя форму подачи материала.
«Зеркальные нейроны дают нам биологические основания полагать, что ролевое моделирование – одна из наиболее эффективных форм обучения», – отмечает Юджин Сандлер-Смит (Eugene Sadler-Smith), профессор кафедры организационного поведения Университета Суррея. Но это еще не все. «Одинаково важно не просто наблюдать, но и укреплять нейронные связи, делая это для себя».
Если мы этого не делаем, то рискуем пострадать от эффекта обобщения, что негативно повлияет на то, как усвоен материал. Другими словами, наш мозг пытается применять вещи, усвоенные нами в одном контексте (учебный курс), в других ситуациях (на рабочем месте).
На стадии затихания болезни наркоманы часто возвращаются к старой привычке даже вскоре после завершения курса лечения. Почему мы не можем правильно оценить людей, если наблюдаем их вне обычного контекста (явление, широко известное в научных кругах как «парадокс мясника в автобусе»)? Наметившийся тренд игрофикации (gamification, обучение с использованием игровых технологий) стоило бы подкрепить дальнейшими исследованиями.
Здесь важную роль, похоже, играет гиппокамп. Визуальная презентация схем и информация об их применении на рабочем месте помогает воссоздать контекст, но, как отмечает Бёрд, с тем же успехом можно менять учебные помещения и время занятий и коучинг-сессий. Такая тактика позволяет сделать процесс обучения менее зависимым от контекста.
5. Теория бессознательного. «Думать, не думая»
Забудьте – если еще не сделали этого – обо всех важных бизнес-уроках, которые собирались извлечь. Потому что когда приходит время генерировать хорошие идеи, подмастерью ничего не удается. Люди выдают инновационные идеи во время обучения. За ними наблюдают, их усилия оценивают, и даже слышно, как тикают часы. Это, конечно, путь к полному прорыву.
Теория Фрейда о бессознательном говорит нам о том, что мы решаем самые сложные проблемы, когда не пытаемся – так называемый момент эврики. Сандлер-Смит объясняет, почему решения часто приходят, когда мы перестаем активно обдумывать проблему: «Нашему рациональному мышлению превосходно даются аналитические задачи, логическое прекрасно сочетается с конвергентным мышлением, но для решения креативных задач нужно совсем другое. Интуитивный разум – наш молчаливый партнер, который обрабатывает данные даже когда мы этого не отдаем себе в этом отчет, это происходит за пределами осознанности. Когда нейроны в головном мозге достигают необходимого порога активации, в нашем сознании часто вспыхивает решение проблемы». Мы «думаем, не думая», а передняя часть нашей верхней височной извилины работает в две смены, обрабатывая данные и делая свои собственные заключения, соединяя ранее несхожие концепции.
Что помогает: абстрактные головоломки, хорошее настроение (как говорит Сандлер-Смит, оно «способствует дивергентному мышлению»), хороший сон (височные извилины обрабатывают больше информации ночью) и даже шоколад. Самое главное, советует Сандлер-Смит, – изучить вопрос: «Креативность – это соединение звеньев цепи, но для того, чтобы запустить этот процесс, нужно иметь эти звенья – разобраться в ситуации».
Этот призыв в равной степени применим к HR: вооружившись самыми последними знаниями по теме и изучив научные достижения в интересующей вас области, вполне можно оказаться на шаг впереди остальных. Тут даже и собственный фМРТ-сканер не нужен.
Оригинальный текст статьи: http://www.cipd.co.uk/pm/peoplemanagement/p/paymentgateway.aspx?returnURL=/pm/peoplemanagement/b/weblog/archive/2013/10/24/five-neuroscience-concepts-you-need-to-understand.aspx&blogid=2&postid=97927