Что-то, кроме карри
Люк Джонс, партнер рекрутинговой компании Antal Russia
Несколько лет назад я был на очередном мероприятии Российско-Британской торговой палаты и познакомился там с русским юристом из норвежской юридической компании, который работал в Париже. Он подумывал вернуться в Россию, но у этой норвежской компании офиса здесь не было. Я порекомендовал ему прислать нам свое резюме, когда он окончательно решит вернуться. Полтора года спустя он позвонил мне и сказал, что компания собирается открывать представительство в России, которое он возглавит, и попросил помочь найти людей в московский офис.
Потом меня пригласили в норвежское посольство на церемонию открытия российского офиса этой компании, там я познакомился с людьми из Норвежско-российской торговой палаты, и уже они пригласили меня в Осло выступить с презентацией о рынке труда в России. На том мероприятии одна норвежская нефтяная компания (о существовании которой я даже не знал) попросила найти для них генерального директора в России, и мы успешно выполнили их заказ. Вот это все и называется networking.
Networking - неплохой способ находить кандидатов или клиентов, но мы, рекрутеры, специализируемся на определенном секторе, и не нужно рассчитывать на то, что за один вечер на том или ином мероприятии ты встретишь 5 замечательных кандидатов, которых ты сможешь устроить на следующий день, или заключишь выгодную сделку. Бывает, что нетворкинг дает быстрый результат, но такое бывает нечасто.
В первую очередь, networking ассоциируется с деловыми сообществами, бизнес-ассоциациями. На их мероприятия приходят люди из разных компаний, в основном, из международных, но в последнее время я встречаю все больше представителей российских фирм. Многие шутят, что девушки ходят туда, чтобы найти мужа, а мужчины, чтобы выпить бесплатного вина, но я всегда говорю своим консультантам, что главное там – общаться с людьми, узнавать, что происходит на рынке.
Когда я вернулся в Москву в начале 2002 года, у меня почти не осталось контактов с докризисного времени, у меня не было информации о рынке, потому что больше трех лет я жил в Центральной Европе. Я хотел знать, что происходит. Уже через неделю после приезда я был на встрече Американской торговой палаты, просто подходил к людям и говорил: «Здравствуйте, меня зовут Люк, я работаю в компании Antal». Днем люди заняты, а тут они открыты к общению. Люди, как правило, любят рассказывать о своей работе. Но если придешь и скажешь: «Здравствуйте, я из компании Antal, мы подбираем людей, кого вы ищете?» – это неправильно. Если ты просто познакомишься с клиентом в офисе, то это довольно формальное общение: 2-3 минуты о погоде, о России, потом только о бизнесе. Если же это какое-то мероприятие, то оно проходит, чаще всего, после работы в баре, ресторане или гостинице, и там можно гораздо меньше говорить о работе и больше о жизни, но для работы это тоже очень полезно, ведь не компании работают с компаниями, а люди - с людьми.
Networking – это не обязательно общение в деловых сообществах. Знакомиться с интересными людьми можно и в самолете, и в баре, и в поезде, и даже в очереди на паспортный контроль. У меня много таких контактов - просто потому, что я часто раздаю визитки. Однажды я познакомился в баре с русской девушкой, которая только вернулась из Австралии, она сказала, что ищет работу, и я устроил ее в пивную компанию, которая здесь открывалась и искала человека со свободным английским. Я не могу сказать, что таких примеров миллион, но очень часто, когда я пытаюсь выяснить, откуда о нашем агентстве узнал человек, который присылает мне резюме или просит найти людей, мне говорят, что кто-то дал им мою визитку или мы познакомились на конференции.
И еще: выбирайте действительно полезные для вас мероприятия и бизнес-сообщества, с которыми вас что-то объединяет. Например, я могу стать членом, Индийского бизнес-клуба - просто ради развития бизнеса, но у меня с ним ничего общего, кроме того, что я люблю карри.
Журнал "Штат", №1-2-2009