Проект HeadHunter «Банк данных заработных плат» представляет результаты исследования о планах компаний по сокращению издержек в этом году. Аналитики проекта выяснили, за счет каких статей компании будут сокращать затраты на персонал и сколько менеджмент хочет в итоге сэкономить.
Общие настроения
Более половины опрошенных работодателей (54%) уверены, что 2016 год окажется для них тяжелее 2015 года. Среди ответивших компаний особенно негативно настроены организации с численностью персонала от 500 до 1000 человек: 63% из них уверены, что этот год окажется сложнее.
Пессимистично настроены в первую очередь компании из сферы добычи и переработки полезных ископаемых (76% из них отметили, что год будет сложнее предыдущего), медиабизнес (64%) и строительный сектор (62%).
При помощи следующих мер работодатели планируют сэкономить от 5 до 15% бюджета на персонал.
Сокращение штата
Каждая четвертая компания-участник исследования отметила, что планирует сокращение штата. Преимущественно это затронет компании с численностью более 5 тыс. человек: 40% таких организаций заявили, что планируют оптимизацию штата.
Судя по полученным данным, сокращать численность в первую очередь будут компании в автобизнесе (60%), добыче/переработке полезных ископаемых (48%) и розничной торговле (36%).
Первыми под сокращение попадет рядовой бэк-офис, то есть административный персонал на рядовых позициях — так ответили 85% из тех, кто планирует сокращения.
Среди компаний, которые будут сокращать сотрудников, каждая четвертая — московская.
Урезание соцпакета
Сократить социальный пакет придется 13% компаний. В первую очередь это коснется организаций с численностью сотрудников от пятисот до тысячи человек: среди них урезать соцпакет будут 19%.
В основном к этой мере экономии прибегнут банки и финансовые организации (36%), реже всего в этом признавались ИТ-компании (7%).
В первую очередь, работодатели будут урезать расходы на корпоративы (так поступят 89% среди тех, кто планирует урезание соцпакета), внешнее обучение сотрудников (59%), бонусы для семей сотрудников (путевки, подарки детям сотрудников – 45%). В последнюю очередь «под нож» пойдет внутреннее обучение и расходы на оплату питания сотрудников.
Урезание соцпакета, судя по всему, тактика исконно российских компаний. Так, лишь 2% компаний нероссийского происхождения планируют урезание соцпакета как часть оптимизационных мер. Среди российских компаний эти меры планируют 14%.
Крайняя мера – сокращение зарплаты
Сокращение заработной платы, исходя из данных исследования, крайняя мера: на нее готовы пойти лишь 4% опрошенных компаний. Самые крупные компании (где более 5 тыс. сотрудников) будут прибегать к этой мере чаще остальных – 15% ответили, что планируют сокращение зарплат.
Больнее всего сокращение зарплат затронет сферу медиа, там это всерьез рассматривает каждая четвертая компания. Значительно реже (но все равно чаще, чем в целом по рынку) это будет происходить сфере добычи и переработки полезных ископаемых (12%) и строительстве (11%).
Менеджмент и производственное направление – две главных категории, в которых работодатели планируют сокращать фонд оплаты труда.
Материалы предоставлены пресс-службой HeadHunter Group