СДЕРЖАННЫЙ ОПТИМИЗМ
Что изменилось на рынке рекрутинговых услуг за прошедший кризисный год
Экспертные мнения – практически единственная возможность оценить ситуацию на рынке HR-услуг. Исследование «Агентства Контакт», проведенное в декабре прошедшего года и представляющее подробную картину динамики рынка, также основано было исключительно на экспертных оценках. По данным исследования, многие кадровые агентства в минувшем году стали активно развивать нерекрутинговые услуги, среди которых аутстаффинг, аутплейсмент, оценка персонала, исследования рынка и даже обучение.
Сложнее всего пришлось тем компаниям, которые предлагали клиентам только подбор постоянных сотрудников. Другие услуги «просели» не так значительно. «По большому счету, временных проектов и временных сотрудников на рынке меньше не стало. Наоборот, их стало больше, так как многие компании, опасаясь брать сотрудников на постоянные контракты, предпочли нанимать людей на временные, - комментирует Ирина Кондратова из Kelly Services. - Если говорить о подборе и предоставлении временного персонала, то объем этой услуги в 2009 году не сократился. Однако снизилась ее цена, за счет чего объем рынка предоставления временного персонала уменьшился, приблизительно, с $500 млн до $400 млн».
«Более востребованными в кризис стали такие услуги, как аутстаффинг и информационный консалтинг(в первую очередь, обзоры рынка труда и заработных плат, кадровый аудит). Причины увеличения спроса на эти услуги очевидны: аутстаффинг - это сокращение издержек, а различные обзоры рынка труда позволяют работодателям сориентироваться в быстро меняющейся ситуации», - считает Екатерина Малькова из Coleman Services.
Очевидное, казалось бы, при снижении спроса снижение цены на кадровые услуги признают далеко не все эксперты. «Мы постоянно поддерживаем связь с нашими коллегами из других кадровых агентств, и с уверенностью можем сказать, что, по большому счету, гонорары упали не так сильно – примерно на 10-20%, - утверждает Ирина Кондратова из Kelly Services. - Сейчас, с возвращением на рынок заказов на рекрутмент, ставки корректируются в докризисную сторону. Это легко объяснимо, так как цена на услугу установлена все же не с потолка, а рассчитана, исходя из рентабельности работы агентства».
Есть и другие мнения. «На сегодняшний день цены на рынке кадровых услуг, в том числе и на рынке рекрутмента, в целом ощутимо снизились, - говорит Сергей Саликов. - Что касается АНКОРа, то общий ценовой диапазон в области подбора остался в пределах 15-25% (от цены за подбор "голубых воротничков" до цены за подбор директоров)». Однако, по словам генерального директора холдинга АНКОР, изменения условий договора с клиентом касаются не только цены: «Мы считаем правильным относиться к своим ценам реалистично и проявлять гибкость, причем не только в размере гонорара, но и в других параметрах торговых условий, в частности, в гарантийных и иных условиях. Спрос на наши услуги остается, просто его структура сильно изменилась, как изменились потребности и задачи наших клиентов».
Большинству наших читателей-менеджеров по персоналу снижение спроса на кадровые услуги только выгодно. Цены ниже, а качество в условиях обострившейся конкуренции - выше (по крайней мере, так должно быть). Так снизились ли цены? «Нет уже смысла это скрывать, - восклицает Анна Александрова, руководитель департамента финансово-банковского сектора Manpower, – Известно, что гонорары даже тех компаний, которые работают на рынке executive search, в определенный момент доходили до 20-25%, хотя раньше составляли 35-45% годового дохода специалиста». «Думаю, падение порядка 30-40% - даже в этом сегменте кадровых услуг, не говоря о других – это справедливо. Были случаи, когда в начале прошлого года некоторые компании готовы были снижать цены на 80%. На мой взгляд, это ужасно и непонятно, - считает Анна. - Но факт есть факт – кто-то снижал цены на 50%, кто-то на 30%. То есть в целом можно было видеть случаи снижения в диапазоне от 30 до 70%».
«По сравнению с предыдущими годами ставки кадровых агентств существенно изменились, - рассказывает Екатерина Малькова из Coleman Services. - Исходя из снижения платежеспособности партнеров, корректировались и расценки. Сегодня стоимость услуги рекрутинга варьируется от 9% до 22% годового дохода кандидата. Изменения на рынке труда заставляют радикально снижать ставку за подбор среднего персонала: около 10% годовой зарплаты сотрудника к концу
Признаки роста
«С середины лета прошлого года мы наблюдаем устойчивый рост запросов на подбор персонала со стороны рынка, в среднем на 10-15% в месяц. Это, безусловно, уже тенденция, рынок труда демонстрирует явные признаки оживления, предприятия создают рабочие места, хотя докризисных темпов спроса на персонал в ближайшем будущем ожидать не стоит.
Если говорить о лизинге персонала, то по нашим оценкам, в течение
«Первые индикаторы стабилизации мы почувствовали в конце весны прошлого года, - подтверждает Анна Александрова, руководитель департамента финансово-банковского сектора Manpower, - С осени этот тренд обозначился более четко, произошло реальное оживление. Оживление идет на всех уровнях – от начальных позиций до управленческого звена. Сейчас в различных компаниях происходит либо расширение штата, либо замена сотрудников на более успешных, и мы будем надеяться, что этот тренд сохранится в 2010 году».
Численность задействованных в отрасли рекрутемента сотрудников упала на 35%, говорится в отчете по результатам исследования «Агентства Контакт». «Сокращения в отрасли действительно проходили, но картина высвобождения людей была несколько иной, чем в других отраслях, потому что ведущие компании старались удержать максимально возможное количество специалистов. Уже с середины осени ситуация на рынке рекрутмента стабилизировалась. В столичных городах сокращение наблюдается незначительное, но небольшие агентства, не выдержав столь нестабильной экономической ситуации, все же ушли с рынка, поэтому значительное количество рекрутеров высвободилось не за счет сокращения, а потому что ряд агентств прекратили свое существование. Лидеры же рынка не произвели значительных сокращений», - комментирует Сергей Саликов.
По оценкам Ирины Кондратовой, сокращения персонала кадровых агенств достигали 30-70% от общей численности сотрудников. «Среди всех кадровых агентств, в Kelly Services, пожалуй, было меньше всего сокращений, - говорит Ирина Кондратова. - Это связано с тем, что борьбу за эффективность мы начали в середине 2008 года – это было частью нашей национальной стратегии на тот период времени – и к началу кризиса мы подошли уже в довольно «оптимизированном» составе».
«Из-за сокращения заказов многим компаниям пришлось провести сокращения, перевести сотрудников на укороченный рабочий день. Мы сократили около 20% сотрудников. Но, хочу отметить, что нам удалось сохранить основную профессиональную команду, - говорит руководитель инвестиционно-банковского департамента Staffwell Елена Сидоренко.
Составляют ли сейчас рекрутеры-фрилансеры конкуренцию своим бывшим работодателям? «Мы постоянно мониторим конкурентов в разрезе компания/вакансия. Мы еще ни разу не пересекались с фрилансерами по вакансиям. От кандидатов есть информация, что с ними связываются независимые консультантами, но мы не заметили оттока бизнеса» - комментирует Елена Сидоренко.
Ирина Кондратова, исполнительный директор Kelly Services: «Да, мы ощущаем рост количества рекрутеров-фрилансеров на рынке. Безусловно, уволенные сотрудники из агентств пытаются вести рекрутмент самостоятельно. Но такие люди были и до кризиса. Это очень нишевой бизнес, и на общий объем рынка он не влияет».
Несмотря на четкий тренд оживления рынка, наши собеседники довольно осторожно говорят о будущем. «Сейчас ситуация выровнялась, но еще рано говорить о стабильности, - считает руководитель инвестиционно-банковского департамента Staffwell Елена Сидоренко, - Я думаю, что конец февраля - начало марта будет неким индикатором, по которому можно будет делать прогноз на весь год».
Сергей Саликов: «Рынок труда за период кризиса, если можно так выразиться, поменял «полярность». До осени 2008 года существовал рынок кандидата, на котором соискатели диктовали условия работодателям, а последние были вынуждены конкурировать по оплате труда, наполнению социального пакета и преимуществам HR бренда. И эта тенденция наблюдалась не только в России, но и в странах СНГ. С осени 2008 года Россия почувствовала себя на рынке работодателя».
Вместе с тем, эксперты считают, что кризис оказывает не только негативное влияние на кадровый рынок, но имеет и ряд положительных моментов. «Происходит постепенное «оздоровление» рынка, - говорит Екатерина Малькова, старший менеджер по работе с клиентами Coleman Services. - Прекратился безумный рост зарплат, что приводит к сбалансированному сочетанию квалификации соискателя и его компенсационных ожиданий. И несмотря на то, что заказов стало меньше - это лишь повод для развития здоровой конкуренции, в которой победят агентства, которые сумели построить четкие бизнес-процессы, собрать профессиональную команду, создать правильную модель мотивации и оценки сотрудников, а самое главное - эффективную систему взаимодействия с клиентами».
«В случае если никаких непредвиденных событий на рынке не произойдет, индустрия рекрутмента будет медленно и постепенно развиваться, - считает Ирина Кондратова. - 2010 год станет реабилитационным, однако бурного роста и большого количества вакансий не будет. Самый интересный рост мы, скорее всего, будем наблюдать в 2011 году, если опять же не пролетят «черные лебеди».
Сергей Саликов: Дно на рынке рекрутмента было достигнуто в апреле-мае
Новые горизонты
«Рынок рекрутмента никогда не бывает одинаковым, он всегда меняется из года в год, - говорит Анна Александрова. - Никогда не было легко работать, в любой период были свои сложности. Однако это то, что делает нашу работу очень живой и интересной. В ней есть чему учиться и постоянно развиваться. Год будет, безусловно, непростым, особенно первая его половина, но это будет интересная конкурентная борьба в хорошем смысле этого слова. Будет много задач по качеству услуг, по разработке различных новых решений. Да, год будет непростым, но очень интересным».
Возможно, рынку предстоит новый этап развития. «Несмотря на сокращение заказов, средняя сумма счета увеличилась на 25%. Это говорит о том, что структура заказов изменилась, и мы перешли на новый качественный уровень, - рассказывает Елена Сидоренко из Staffwell. - На сегодняшний день 95% заказов закрывается методом прямого поиска. Около 85% заказов поступает к нам после того, как компания сама пыталась в течение нескольких месяцев найти кандидатов. А недавно мы достигли своеобразного рекорда - закрыли вакансию, которую компания-работодатель пыталась закрыть самостоятельно около года».
«На основе наших исследований кадровой политики работодателей мы прогнозируем постепенный рост спроса на персонал, - резюбирует Сергей Саликов. - Компании пережили тяжелые времена и развиваются, а значит, требуются хорошие управленцы, профильные специалисты и рабочие руки. Занятость населения по опыту различных стран очень быстро восстанавливается с ростом экономики, и Россия – не исключение».