Я очень люблю слышать звук ломающихся рельсов, особенно на своих тренингах. Ведь когда мы вместе с участниками начинаем искать новые пути и тропы профессионального движения, привычные рельсы их сознания начинают скрежетать так, что слышно на другом конце аудитории. И это и есть мой любимый звук.
В бизнесе я больше всего люблю слушать ломающиеся рельсы во время работы с корпоративными тренерами. Я считаю, что институт внутреннего тренерства – это великая сила в компании, в каком-то смысле её артериальная система, по которой текут корпоративная культура, знания, информация, паттерны поведения и антимодели. Но в каждой компании эта система работает с разной степенью эффективности: в каких-то – она быстро и в полном объеме доставляет кровь и питательные вещества ко всем необходимым органам, а в каких-то – распространяет яд. И это вопрос не техник обучения, это вопрос людей.
С тренерами мы, как правило, встречаемся на тренинге для тренеров, уровня один или два. Начинаем. Уже через полчаса я вижу недоумение в глазах. А где правила? Где знакомство? Где новые техники? Ведь поезд выехал из депо и хочет проехать по привычному маршруту. Так почему же в этот раз что-то идет не так? Люди удивляются, когда вместо разворачивания привычного всем набора сценариев происходит что-то иное – например, человеческий разговор. Про то, что им на самом деле важно, насколько их самих вдохновляет работа тренера, про то, чего им на самом деле не хватает, чтобы их тренинги работали на 100%. Ведь все техники и так известны, в чем же дело? Что нужно добавить?
Сначала участники все как один начинают жаловаться на свои группы и сотрудников, которые приходят к ним на тренинги - они не хотят ничего слушать, не интересуются новым, не внедряют полученные знания в жизнь. Все кивают в едином порыве негодования. Это все они, они, а что мы можем сделать, если они - такие?! Если бы они воспринимали тренинги по-другому, тогда нам было бы намного приятнее работать. Все эти формулировки говорят о том, что работа внутреннего института тренерства далека от идеальной.
Затем мы начинаем обсуждать, какие тренинги им бы хотелось вести и тем самым переходим в стадию два – рассказы, почему именно у них в компании это не сработает. А рассказы эти всегда очень красноречивы и убедительны, аргументы сыпятся, как из рога изобилия: «Ой вы знаете, у нас такие тренинги – их невозможно вести ярко! У нас такая специфическая специфика! У нас финансы, юриспруденция, IT, документооборот, управление проектами – как же сделать эти тренинги интересными? Это невозможно!» Мой внутренний коуч начинает потирать ручки, предвидя много работы. А ведь когда так считают сами тренеры, на эффективности тренингов точно можно ставить крест. Если тренинг не интересен даже тому, кто его ведет, нет никаких шансов, что он станет интересен кому-то еще.
И эту проблему в компаниях я наблюдаю снова и снова, причем проблема не зависит ни от темы тренинга, ни от профиля деятельности компании, ни от количества участников в группах их уровня иерархии. Я видела такие тренинги по вовлеченности, от которых хотелось тихо рыдать в уголке, а градус вовлечения участников в сам тренинг колебался где-то между отметками «заберите меня отсюда» и «интересно, не забудет ли жена покормить кота». Я наблюдала тренинги по мотивации, которые не расшевелили бы даже собаку Павлова, не то, что взрослых людей – профессионалов в своем деле.
Любое изменение начинается с понимания того, откуда мы стартуем. На одном из последних тренингов я нарисовала яркого человечка. Это – тренер-звезда. И я сразу оговорюсь, тренер (как и лидер) не может быть звездой сам по себе и сам для себя. Если это так, то его место – в театре. Тренера можно назвать звездой, если у него с тренингов выходят звезды – активные, вдохновленные, действующие. Как это похоже на вас? «Не ооо-о-ч-е-н-ь» – опустили глаза участники. А это – говорящая голова (рисую голову). Ей самой не интересны её тренинги, она начитывает презентации и все, то она говорит, это «Бу-бу-бу». Похоже это на вас? Похоже, - с смущенной улыбкой кивают тренеры. Далее каждый расположил себя на оси между звездой и говорящей головой, - средняя температура по больнице оказалась чуть ниже середины. Что же эти цифры означают для компании? Её тренеры чуть ниже среднего верят в то, что рассказывают на тренингах. На 4 балла интересны участникам. Вдохновлены на 5 из 10. Кто и какие результаты может получить на таких тренингах?
Я думаю, что тренинги – это 30% техники и 70% человека. И вот эти 70% как раз и есть решающий элемент. Все знают, как проводить тренинги, кто-то - как правильно давать инструкции и делать качественные разборы, некоторые могут разрабатывать свои программы, но этого мало для того, чтобы качественные изменения произошли. И многие HR-менеджеры это чувствуют, но не знают, как сформулировать, поэтому запросы на обучение внутренних тренеров часто звучат примерно так «Дайте им что-нибудь еще, что-нибудь большее, чем просто навыки, более глубокие подходы, что-нибудь сверх того, что у них уже есть, ведь они уже проходили тренинг тренеров.» А тот маленький элемент, которого не хватает – это тренерская гибкость и осознанность, ведь тренер работает собой, как психотерапевт, а в противном случае – это просто говорящая голова, от которой компании нет никакого толку. Где начинается осознанность – нет больше шансов делать работу на автомате, поэтому каждое действие и каждый тренинг становится осмысленным, как для тренера – так и для участников.
Катерина Богина
Управляющий партнер консалтинговой компании Insight Group
HR-консультант, тренер, коуч, графический фасилитатор и профессиональный скрайбер