30 марта в Москве состоялась торжественная церемония вручения международной премии RandstadAward-2017. Согласно условиям премии, статуэтку RandstadAward получают два самых привлекательных работодателя – российская и иностранная компании. В этом году победителями премии были признаны компании «Газпром нефть» и Mercedez-Benz.
Компания «Газпром», являвшаяся самым привлекательным работодателем России на протяжении 2014 – 2016 годов, согласно условиям премии, в 2017 году перешла в «Зал славы RandstadAward».
В ходе исследования привлекательности работодателя по заказу Randstadбыли также определены наиболее привлекательные работодатели в различных индустриях рынка. В этом году ими стали:
- Агропромышленный комплекс – Группа компаний «Русагро».
- Сегмент бытовой техники и электроники – Samsung.
- Индустрия гостеприимства – Novikov Group.
- Интернет – Яндекс.
- Информационные технологии – Сбербанк-Технологии.
- Здравоохранение – Abbott.
- Логистика – FM Logistic.
- Машиностроение – Госкорпорация «Роскосмос».
- Металлургическая отрасль – Объединенная компания РУСАЛ.
- Недвижимость и строительство – Crocus Group.
- Промышленное производство – Schneider Electric.
- Розничная торговля и гостеприимство – IKEA.
- Телекоммуникации – Nokia.
- ТНП - пищевые продукты – Nestle.
- ТНП - непищевые продукты – Philip Morris.
- Транспорт – Аэрофлот – Российские авиалинии.
- Сегмент строительных материалов и оборудования – Saint-Gobain.
- Химическая промышленность – СИБУР, Нижнекамскнефтехим.
- Финансовые услуги – Газпромбанк.
Согласно данным исследования привлекательности работодателя по заказу Randstad, в этом году рейтинг наиболее важных для россиян критериев выбора работодателя возглавляют заработная плата (так ответили 69% респондентов), финансовая стабильность компании (60%) и возможности карьерного роста (42%). Любопытно, что ранее наряду с заработной платой и финансовой стабильностью в тройку лидеров входил такой фактор, как гарантии долгосрочной занятости – на протяжении последних трех лет его важность отмечали более 40% участников опроса (2014 год – 44%, 2015 год – 44%, 2016 год – 48%). В этом году впервые за все время проведения исследования в России гарантия долгосрочной занятости не достигла отметки 40% - лишь 36% респондентов назвали его одним из ключевых критериев выбора нового места работы.
Это является одним из свидетельств того, что кризисная ситуация в экономике, которую мы наблюдали на протяжении последних нескольких лет, постепенно сменяется стабильностью. Кандидаты, не находящиеся в активном поиске работы (не являющиеся безработными), с гораздо большим интересом, чем два-три года назад, рассматривают предложения о смене места работы, не боясь остаться «не у дел». Соответственно, повышаются и их требования к работодателю.
Анализируя тренды мирового рынка труда, мы отмечаем, что увеличивается число стран, где фраза «Я работаю в крупной корпорации» звучит все менее гордо. Рынок труда пополняет все больше представителей поколения Y, которые на примере своих родителей видят, что работа в крупной компании дает много преимуществ и вместе с тем ко многому обязывает. Молодые люди соотносят эти обязательства с гораздо более высокой, чем у старших поколений, потребностью в свободе (распоряжения временем, передвижения, смены социальной активности и статуса) и делают выводы.
При этом, однако, такая тенденция пока не наблюдается в России. Первое место по привлекательности для соискателей по-прежнему занимают крупные транснациональные компании, затем – работодатели в сфере государственной службы и некоммерческого сектора, а замыкает тройку предпринимательство и собственный бизнес. Тем не менее, есть основания полагать, что в ближайшей перспективе привлекательность крупных компаний будет постепенно снижаться: общемировые тенденции, как правило, проявляются в нашей стране с некоторым опозданием.
Уже давно эксперты говорят о скорой оцифровке всей существующей информации и полной роботизации труда. В стремлении исследовать современные тенденции и мнения по всем аспектам труда и занятости Randstad включил в круг дополнительных вопросов исследования тему автоматизации рабочих процессов. Респонденты поделились своими ожиданиями от автоматизации труда применительно к их работе и оценили готовность переквалифицироваться в случае, если их профессия окажется невостребованной в результате автоматизации.
Большинство респондентов – 52% - полагают, что автоматизация облегчит их труд, 37% считают, что она никак не отразится на их работе, 7% выразили беспокойство тем, что в результате автоматизации они могут остаться безработными. Любопытно, что наибольшие опасения лишиться работы вследствие автоматизации характерны для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет: среди этой группы респондентов доля выбравших ответ «Автоматизация лишит меня работы» составляет 10%.
Логичным продолжением исследования стал вопрос о том, готовы ли соискатели к переквалификации в случае, если в результате роботизации их специальность станет невостребованной. Ответ «Готов, если буду получать как минимум столько же» выбрали 70% респондентов, «Мне это не нужно» - 25%, «Готов ради перехода на новую работу» - 3%.
Среди тех, кто оказался не готов к переквалификации, 8% ответили, что их навыки применимы только в текущей отрасли, а 11%, несмотря на возможные трудности, намерены держаться выбранной отрасли по ряду других причин.
Подробный отчет о результатах исследования привлекательности работодателя по заказу Randstadдоступен на
сайте премии.
Проект премии RandstadAwardсуществует в мире 17 лет, в России проводится в четвертый раз. В 2017 году проект охватил свыше 3 500 ведущих корпораций в 26 странах мира. Крупнейшее в мире исследование привлекательности работодателя проводит во всех странах-участницах ведущая международная исследовательская группа
TNS Global.
Премия присуждается на основе результатов независимого исследования. В каждой стране ответы не менее 7000 респондентов — представителей работающего и неработающего населения — определяют победителя Randstad Award среди крупнейших по численности персонала работодателей: компания, которая набирает наибольшее число баллов, считается самой привлекательной для работы.
В России имена победителей RandstadAward 2017 были определены по результатам опроса более 14 000 респондентов в 8 федеральных округах страны. Исследование охватило 20 индустрий рынка. Самые привлекательные работодатели выбирались из числа 250 крупнейших по численности персонала компаний.
Организаторы проекта – кадровый холдинг АНКОР и международная корпорация Randstad, входящая в тройку крупнейших кадровых корпораций мира по версии StaffingIndustryAnalysts.