Индикаторы для профкомпетенций

Сергей Загуменов
Ведущий консультант компании CASE

Стоит ли из мухи делать слона и наоборот, или Как подобрать адекватную глубину детализации индикаторов при разработке модели профессиональных компетенций.

Уважаемые коллеги! Эта статья написана мною вдогонку к недавно проведенному вебинару "Как создать работающую модель профессиональных компетенций", организованному журналом Штат совместно с консалтинговой компанией CASE. В статье я более подробно разбираю вопрос одного из участников вебинара: "А все-таки "Организация конференций" - это компетенция или индикатор?". Мне, как автору вебинара, этот вопрос показался настолько интересным, что я счел необходимым более подробно его рассмотреть.

Один из ключевых моментов при разработке модели профессиональных компетенций (МПК) - вопрос подбора уровня глубины проработки индикаторов. Ниже я покажу, как может поменяться глубина проработки содержания МПК в зависимости от размера описываемого функционального направления и целей, для которых она создается.

Представим, что перед нами стоит задача описать в рамках МПК деятельность функционального направления «Связи с общественностью». Данная функция включает в себя ряд направлений, каждое из которых, в свою очередь решает определенные специфичные и не очень задачи. Одна из задач, например, организация конференций. Как же описать нам эту задачу? Будет ли она описана как отдельная компетенция, или будет всего лишь индикатором в более крупной компетенции? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо определить несколько установок:

1. Какие цели мы собираемся преследовать с помощью разрабатываемой МПК (отличить лучших от посредственных, развить базовые или уникальные знания и умения, оценить уникальные компетенции специалистов).
2. Как много других задач решается функциональным направлением (каков объем функции) и насколько описываемая задача уникальна и важна в целом для направления.

Объем модели компетенций (количество компетенций и индикаторов в ней) напрямую не зависит от объема описываемой функции (количества подразделений). Это происходит потому, что при разработке МПК всегда стараются оставить минимальное и достаточное количество компетенций, описать только те навыки и знания, которые отличают лучших от средних. Цель – обеспечить легкость использования модели, возможность ее оперативно обновлять и изменять.

Согласитесь, модель из 135 компетенций менее удобна в обращении, чем модель из 25. Хотя, конечно, все зависит от конечных целей использования инструмента. МПК может быть объемной, если описываемые компетенции жизненно необходимы, и чем детальнее они описаны - тем лучше. Например, если речь идет об особо опасных работах, где от уровня знаний и умений зависит не только жизнь самого работника, но и его коллег.

Возвращаемся к нашему примеру, если мы хотим подчеркнуть важность задачи "организация конференций" для всей функции или уникальность специалистов, занимающихся организацией конференций, то целесообразно описать ее как отдельную компетенцию. См. рис. 1.

Если же организация конференций – одна из многих других задач, стоящих перед данным функциональным направлением, то описывать ее целесообразно как индикатор в рамках укрупненной компетенции (см. рис. 2), иначе придется разрабатывать по компетенции на каждый «чих», создавая перегруженную и сложную модель.

Рис. 2

Таким образом, помочь в выборе уровня детализации компетенций вам могут несколько проверочных вопросов:

1. Для чего создается МПК, какие задачи она будет решать? Согласуются ли эти задачи со стратегией всей компании?
2. Как много задач решает описываемое функциональное направление?
3. Насколько решаемые функциональным направлением задачи уникальны и значимы?
4. Можно ли придумать к индикатору более 5 тестовых заданий (если для проверки используются профессиональные тесты)?
5. Набирается ли в компетенции более 4 индикаторов?

Косвенно определить адекватность выбора глубины проработки МПК также поможет формальная проверка компетенции на содержательность:

1. Сколько индикаторов объединяет в себе компетенция? Если их менее трех-четырех, то компетенцию рекомендуется объединить с какой-то другой (ближайшей по смыслу) из-за отсутствия в выделенной компетенции достаточного содержания.
2. Сколько тестовых вопросов можно создать на каждый индикатор компетенции? Если не удается разработать более четырех вопросов к индикатору, то такой индикатор считается не содержательным, и его скорее всего следует включить в состав другого индикатора или отказаться от него вовсе.

Резюме: Моделирование МПК (формулирование индикаторов, объединение их в смысловые блоки, глубина проработки компетенций и проч.) - это во многом сложный процесс, в котором вам понадобятся не только навыки структурирования и систематизации информации, но и толика творческого начала.

До встречи на новых мероприятиях ШТАТа!