Как сделать обучающий курс, который понравится всем?

Автор - Анастасия Энгель, спикер второй практической конференции EdMarketLab, руководитель лаборатории хьютагогики при кафедре креативных и когнитивных методологий факультета корпоративных коммуникаций ОЕАЕР:

В начале пути я считала, что идеальный онлайн-курс – это кратчайший путь к приросту навыка. То есть, достаточно выбрать для студентов, а значит, и за студентов, необходимую и достаточную для понимания материала информацию и подобрать «идеальные» форматы интерактивных заданий для закрепления.
Но практика быстро показала, что «идеальных» заданий не существует. Банально – люди разные по типу восприятия. Аудиалам, визуалам и кинестетикам понравятся разные упражнения. Поэтому сейчас при разработке заданий акцент сместился с поиска идеальной технической реализации механики на разнообразие форматов и возможность выбора для ученика – как работать с материалом.

«Сделать идеальный курс, который будет одинаково нравиться абсолютно всем, может быть, и невозможно. Но это точно хорошая цель, к которой стоит стремиться».

Однако, даже о курсах с разными по формату заданиями далеко не каждый участник оставил восторженный отзыв. Тогда мы стали обращать больше внимания на то, как люди формулируют цели в стартовой анкете и задаваться вопросом – зачем каждый отдельный человек пришел учиться и, соответственно, что для него будет идеальным учебным опытом и результатом.

В этот момент мне в руки попала модель внутренней мотивации RAMP и классификация игроков по Анджею Маржевскому (Andrzej Marczewski). В ее основе лежал анализ поведения игроков в играх типа RPG (компьютерные ролевые игры). Мне показалось занимательным примерить эту модель к стратегии самообучения.

МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ RAMP

Модель RAMP выделяет четыре фактора внутренней мотивации:
Relatedness – Сопричастность
Autonomy – Автономия, свобода выбора
Mastery – Мастерство, стремление к улучшению навыка
Purpose – Высшая цель

В зависимости от ведущего фактора внутренней мотивации автор выделяет четыре экстремальных типа игроков (в нашем случае студентов): социализаторы, «свободные духом», карьеристы и филантропы.

Эти типы различаются по направленности внимания:
– на систему или на людей в ней;
– на воздействие или на взаимодействие.
В нашем случае, система – это обучающая среда со всеми ее элементами, а люди - это другие участники курса, преподаватели и кураторы.
Так, социализаторы и филантропы больше ориентированы на людей (на общение в рамках курса), а карьеристы и «свободные духом» ориентированы на систему (на занятия и на материалы).

Здесь важно учесть, что редко встречаются экстремальные типажи. Как правило, у студентов смешанная мотивация, но часто один из факторов превалирует.

На экстремальные типажи очень удобно ориентироваться, когда вы планируете  учебные активности в компании. Потому что, как проектировщик обучения, вы легко можете поставить себя на место каждого из этих типажей и оценить: хорошо ли вам на курсе? Если вы предусмотрели и включили в курс вовлекающие техники и контент для каждого типа студентов, то у курса есть шанс понравиться всем.

ТИПЫ СТУДЕНТОВ

Попробую в этой классификации описать знакомые каждому образы студентов, которые пришли учиться на курс (исходя из внутренней мотивации).

Социализаторы
Мотивируются сопричастностью. Этот тип студента ориентирован на  взаимодействие с людьми. Он приходит на курс пообщаться, найти единомышленников, оказаться в среде, где он может говорить и где его будут слушать. Если социализатору обеспечить в процессе учебы комфортную среду для общения – он станет вашим лучшим амбассадором. Такой студент с удовольствием пригласит десяток новых слушателей или станет ментором, даже если смутно помнит, чему собственно учился.

Пример «языка целей» социализаторов из анкет к курсу:
– стать частью сообщества
– получить «радость познания и открытий»


ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСА, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ СОЦИАЛИЗАТОРАМ:
– знакомство. Простейший способ познакомить участников онлайн-курса – дать задание ответить на три вопроса о себе в чате. Или дать задание заполнить информацию о себе в Google Doc и прокомментировать карточки тех одногруппников, с которыми нашлось что-то общее. Фокус на общем помогает задать групповую динамику.
– возможность поделиться своим мнением/кейсом. К примеру, мы проводили обучение топ-менеджеров в бизнес-школе по принятию управленческих решений. Слушателям дали задание: вспомнить ситуацию из своей практики, которая сильно повлияла на жизненную позицию. Участники делились своим опытом и активно обсуждали кейсы друг друга. И в результате, мы получили длинную ленту с бизнес-решениями, которыe были не менее ценными, чем материалы курса;
– оценка peer-to-peer. Мы предлагаем студентам выполнить определенное задание и после проверить работы других слушателей – ориентированные на людей социализаторы с радостью включаются в работу;
– задания, подразумевающие интервью. Это могут быть парные интервью между участниками курса, либо внешние интервью с последующим обсуждением инсайтов в группе; 
– практические занятия в малых группах (дискуссионные формы);
– коллективные проекты/брейн-штормы (работа на интерактивных досках);
– менторская поддержка в виде развивающего общения (для социализатора важно высказать свое мнение и обсудить его).


«Свободные духом»
Этих слушателей мотивирует автономия, они – творцы или исследователи. Им нужна карта курса в начале обучения, чтобы видеть как двигаться – последовательно или по своей «хитрой» траектории прохождения курса. Для «свободных духом» хорошо, когда программа подразумевает вариативность набора баллов: например, чтобы получить зачет достаточно ста баллов, а максимально можно набрать – до двухсот.

Исследователь – слушатель, который половину заданий сделал быстрее всех, а про другую половину совсем забыл. Его мало волнует окружение, раздражают ограничения. Он хочет использовать предложенную образовательную среду своим способом.

Когда вы слышите: «Этот тест слишком легкий, я бы предложил другую механику», – перед вами творец. Ему интересно не просто исследовать систему, а менять ее и создавать что-то новое.


Примеры «языка целей» из анкет к курсу:
– найти новые фишки
– узнать новые инструменты
– хочу интересных кейсов

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСА, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ТВОРЦАМ И ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ
– карта курса (как двигаться вперед, что обязательно, что необязательно);

– задания «со звездочкой». Творцов и исследователей особенно привлекает, если есть скрытые разделы, которые открываются при выполнении дополнительных заданий. 
– тесты, которые можно пройти по нескольку раз с пасхалками (скрытые задачи).
– эксперименты. Например, мы делали задание на составление палитры эмоций  – разные эмоции ассоциируются у участников с разными цветами. Каждый участник  отмечает цвет, которым он наделяет ту или иную эмоцию и сразу видит палитру эмоций всей группы.  
– сделать тест для других участников по пройденному материалу;
– менторская поддержка в виде навигации (творцу и исследователю интересно, куда  можно заглянуть, что есть неисследованного, какие дополнительные перспективы).


Карьеристы

Этот студент пришел на курс получить максимум знаний. Он всегда хочет быть лучшим или, как минимум, лучше себя вчерашнего. В процессе обучения карьерист задает все возможные вопросы и запрашивает все дополнительные материалы. По его мнению, нет результата в приросте навыка – не было смысла учиться.

Мотивирует карьериста достижение мастерства.

Примеры «языка целей» карьеристов из анкет курса:
– получу пошаговый план
– смогу сделать (целевое действие) за 15 минут
– мне нужно понять как (..что-то делать)

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСА, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ КАРЬЕРИСТАМ
– подробная статистика обучения. Карьеристу необходимо видеть статистику и аналитику, которая показывает, как он продвигается в том или ином навыке за определенный период времени и относительно других студентов.
– содержание курса (структурированные разделы и планирование объема).
– бэджи-достижения по навыкам. Этому типажу  важно движение от результата к  результату. Закончил микрокусочек курса - получил бейдж. 
– практико-ориентированные материалы, лекции и задания. Карьерист ориентирован  на лекции про практику, практические инструменты, на пошаговые планы, задания  связанные с практическими навыками, которые можно получить на этом курсе);
– индивидуальные проекты;
– конкурсы

– менторская поддержка интересует его в виде коучинга по движению своей цели.

Филантропы
Учеба – это шаг на пути к достижению высших целей, способ почувствовать себя частью чего-то большего. Часто такой студент уже неплохо знает материал курса, а иногда и много больше. Преподаватели заглядывают в его глаза за одобрением. Филантропа не нужно мотивировать отвечать на вопросы других обучающихся или участвовать в групповых заданиях – он делает это легко и с удовольствием, так как для него это движение к большой цели. Часто такие люди готовы быть менторами и помогать преподавателям.

Примеры «языка целей» филантропов из анкет к курсу:
– систематизировать свои знания
– хочу лучше разобраться в (тема курса), чтобы приносить пользу людям

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСА, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ФИЛАНТРОПАМ
– peer-to-peer-оценка. Если карьеристов или «свободных духом» необходимость проверять работы других участников может даже раздражать, то филантроп обычно будет «не против». Ведь так он может помочь другим;

– лекции от «космических» преподавателей, которые не столько про практику, сколько про систему и высший смысл. Филантропам нравятся дополнительные материалы курса и возможность посмотреть на тему более широко.

– эссе. Для филантропов это способ формулирования своих размышлений, выходящих за пределы выбора из предложенных вариантов.
– коллективные и индивидуальные проекты с достаточно свободным выбором темы;

– менторство они рассматривают как диалог на равных, их можно вовлекать в  кураторство группы.

Что дальше?

Конечно, любая модель (хотя бы по определению) упрощает действительность и RAMP не исключение. Но проектировщикам образовательных продуктов я бы предложила мысленно проживать образовательный опыт за каждого из описанных персонажей – все ли будут вовлечены.

Нашей команде такой подход помог сформулировать несколько универсальных рекомендаций, следование которым уже значительно увеличивает вероятность получения хорошей оценки удовлетворенности обучением:
– в начале обучения познакомьте участников с картой курса, отметьте обязательные и дополнительные разделы и обсудите: зачем нужен каждый раздел;
– в начале курса попросите участников самостоятельно сформулировать свои цели на обучение, а в конце отметить процент их достижения;
– обеспечьте возможность выбора заданий для выполнения и траекторий движения по курсу;
– организуйте взаимодействие между участниками: болталки, форумы, группы, открытые элементы комментариев (Если нет ничего другого – пусть будет только чат курса. Но убедитесь, что все к нему подключились);
– регулярно фокусируйте внимание участников на прогрессе и достижениях. Помогут продвинутая статистика обучения, еженедельный лист самооценки прогресса, коучинговые вопросы от преподавателей и менторов.

Попробуйте соблюдать вышеизложенные рекомендации и верю, ваш курс понравится, если не всем вашим слушателям, то многим.