Утомленные стрессом

УТОМЛЕННЫЕ СТРЕССОМ

Алиса Шабанова, директор по персоналу компании ASSAGE

В студенческие годы моя подруга по университету привезла мне из Америки наклейки, на которых был изображен мужчина с круглыми глазами и взлохмаченными волосами. Под картинкой была надпись: “Stressed for Success”. Тогда я не очень хорошо понимала, что она означает, зато прекрасно понимаю теперь. «Укатали до победного».

В начале двухтысячных я устроилась на работу в крупную консалтинговую компанию. В тот момент это была практически единственная консалтинговая компания в области HR в России, и попасть в нее считалось большим достижением. Интересная работа, развивающая среда, уникальные проекты - все это влекло начинающих специалистов. Проработав три месяца без вечеров и выходных, я взмолилась о пощаде и слезно попросила своего проджект-менеджера дать мне отгул. «Никаких отгулов в середине проекта», - строго ответил начальник. Еще через два месяца, когда проект подошел к концу, я напомнила руководителю о своей просьбе. Начинался другой интересный проект, и отгул мне опять не дали. Через полгода я, не выдержав бесконечной гонки, пошла с поклоном к исполнительному директору. Выслушав меня, как и подобает хорошему менеджеру, он бескомпромиссно резюмировал: «Тебя понял. Выходной дать не могу, могу дать премию!» Премию мне дали, но потратить ее мне было некогда и не на что.

«Укатали до победного». “Stressed for Success”. Эту фразу я вспоминаю с завидной регулярностью, сталкиваясь с подобными ситуациями не только в личной практике, но и наблюдая их со стороны, когда общаюсь с топ-менеджерами или кандидатами на топ-позиции. Не будет преувеличением сказать, что половина руководителей высшего уровня живет в постоянном стрессе, перерабатывая или испытывая невероятное давление. Не расслабиться ни днем, ни ночью.

Одна из моих коллег, HR-директор крупной добывающей компании, на днях поделилась со мной своими заботами: «За последний год из нашей топ-команды выпало три человека. Все они работали в компании минимум по пять лет. «ВЭДовца» увезли с инфарктом прямо из офиса. Коммерческий директор уже полгода путешествует по больницам с язвой. Сейчас где-то на водах в Германии, непонятно когда вернется. Финансист уехал жить на дачу в ста километрах от Москвы. Сказал, что с него хватит. Директор по производству совмещает три должности -- считай, что его нет. У всех - сумасшедший ритм, совещания по пятницам до 2 часов ночи, постоянное дежурство на мобильниках...»

Работодатели недооценивают значение уровня стресса, которому они подвергают сотрудников. Согласно отчету Playing to Win in a Global Company, проведенному в 2008 году Watson Wyatt, стресс является самым сильным фактором, который побуждает людей сменить работу (с этим утверждением согласились около 40% респондентов). Проведенное на пяти континентах, это исследование показало, что высокий уровень стресса является международной проблемой, практически не зависящей ни от расположения компании, ни от ее величины. Постоянное напряжение отражается на восприятии всех аспектов деятельности: так, сотрудники, оценивающие уровень стресса на работе как высокий, в среднем на 30-40% меньше удовлетворены зарплатой, компенсационным пакетом, содержанием работы и возможностями роста. «Представляешь, укатали до такой степени, что уже ничего не нужно -- ни денег, ни карьеры, просто хочется выбросить мобильный телефон и свалить куда-нибудь на месяц-другой», - сказал мне один из топ-менеджеров. Характерно, что во внутренней иерархии работодателей стресс как фактор возможной потери сотрудников отсутствует вообще. Уход ценных людей они склонны объяснять недостаточно высокой зарплатой, отсутствием перспектив роста или проблемами взаимодействия с непосредственным руководителем.

Особенно сильно достается наиболее эффективным сотрудникам. Обеспечивая им высокий уровень дохода, предоставляя свободу принятия решений, работодатель уверен: этим сильным самомотивируемым людям больше ничего не нужно. Однако, как показывает исследование, в этой категории процент уходов из-за стресса еще выше: непосильные нагрузки, непомерная ответственность и завышенные ожидания работодателей приводят к нервным срывам и отказу от самых больших денег и самых радужных перспектив. Так, один из моих знакомых, директор по развитию девелоперской компании, год назад ушел в неоплачиваемый отпуск и до сих пор продолжает в нем находиться. «Понимаешь, -- говорит он, - меня, собственно, и в кризис не гнали, а сейчас рынок оживился и предложений много. Но за этот год я построил дом, отдохнул, побыл с семьей, с сыном, пожил на море пару месяцев. Почувствовал себя человеком. Теперь даже подумать страшно - опять каторжный труд без выходных и проходных, нервы, беготня... Конечно, нужно возвращаться на работу, но я не тороплюсь. Оно того не стоит».

Если за рубежом еще как-то заботятся о балансе между работой и личной жизнью, то в России стресс-менеджмент по-прежнему остается иностранной диковинкой. Едва ли наши большие начальники отдают себе отчет в том, из-за чего теряют эффективность и лучших людей. При этом сами топ-менеджеры одним из основных факторов, непомерно нагнетающих рабочую обстановку, считают нереалистичные цели. «Когда я понял, что годовые цели я не выполню в любом случае, - говорит очередной кандидат, - я принял решение уйти. Если ты очень много работаешь, но в результате получаешь ощущение победы, твоей, команды, компании, - это может мотивировать. Но когда ты понимаешь, что костьми ляжешь, а нужного результата все равно не достигнешь, вся мотивация теряется. А как потом в глаза команде смотреть?» Акционеры в таком подходе к постановке целей проблем не видят: «Поставишь 100 - сделают 90, поставишь 120 - сделают 100, вот и вся арифметика».

Другой важный фактор - то, что сотрудники называют «неадекватностью руководителей». Под это обширное понятие попадает постоянная смена курса, стремление вмешаться в оперативную деятельность, моральное давление, ненормированное и ненормативное общение. По мнению большинства руководителей (и акционеров), любое напряжение компенсируется хорошим уровнем доходов. По мнению сотрудников - не любое, не всегда и точно не слишком долго.

«Выходной дать не могу, могу дать премию!» Этот лозунг в своем кабинете мог бы повесить любой руководитель. Как отражение собственного подхода, квинтэссенцию печального личного опыта, либо и то, и другое одновременно. Конечно, работа - не собес и не санаторий, но все же человеческие условия с правом не только на труд, но и на отдых дают сотруднику возможность быть эффективнее и не сходить с длинных дистанций. Особенно в нашей стране, где уровень личной безопасности, качество и продолжительность жизни и так оставляют желать лучшего.  

 

Журнал "Штат", октябрь 2010