Кризис не помеха

КРИЗИС НЕ ПОМЕХА 

Джек Филлипс, председатель совета директоров ROI Institute, рассказал журналу «Штат» о том, как изменяется отношение к методологии ROI

Что изменилось в работе ROI Institute с началом экономического кризиса?

Изменились несколько вещей. На что-то повлияла рецессия, другие изменения были вызваны естественным ростом использования методологии ROI. В первую очередь стоит отметить, что мы наблюдаем больше запросов. Методика получает все более широкое распространение и теперь уже используется не только в сфере управления персоналом, как в прежние времена, но и в технологиях, контроле качества, в маркетинге, совершенствовании производства и многих других функциях. Одна из свежих областей применения ROI – «зеленые» проекты и другие экологические инициативы в духе времени, мы оцениваем различные организации с точки зрения их эффективности в борьбе за защиту окружающей среды. В этой области методология показывает удивительно хорошие результаты.

Вторая большая новость состоит в том, что мы продолжаем продвигать методологию за рубежом. ROI уже применяется в 53 государствах, в наших планах продолжить глобальную экспансию. Наши партнеры проводят воркшопы и консультируют клиентов по всему миру.

Третье изменение связано с типами организаций, использующих методологию. Двадцать лет назад у нас были проекты с производственными компаниями, но теперь ROI достаточно часто используется в государственном секторе, в неправительственных и некоммерческих организациях, а также в образовательных учреждениях и больницах. К примеру, в 2010 году крупнейшим клиентом ROI Institute с точки зрения доходов была Организация Объединенных Наций. Мы внедряли методологию во всех агентствах ООН.

Как повлияло состояние экономики на отношение к методологии ROI и ожидания заказчиков?

Настроения заметно изменились, и последствия этих изменений будут ощущаться еще долго. На волне мирового финансового кризиса интерес к методологии ROI значительно вырос. Все больше организаций стремятся оценить текущие проекты и программы с точки зрения их эффективности, многие заинтересованы в оценке будущих проектов.  Чтобы понять, от каких программ отказаться совсем, а какие имеет смысл сократить, компании стремятся оценить их эффект. Иногда внедрение не начинается без предварительного подтверждения эффективности. В отдельных случаях такая оценка ведет к значительному урезанию HR-бюджета. Таким образом, наша методология помогает оптимизировать бюджеты и финансирование различных проектов.

Второе значительное изменение связано с интересом к прогнозированию с использованием методологии ROI. Эксперты предсказывают, что со временем число проектов, которые подвергаются оценке еще до внедрения, а не после, возрастет, ведь организациям нужен заслуживающий доверия и реалистичный способ оценки эффективности проектов. 

В-третьих, в последнее время мы наблюдаем изменение роли финансового директора. Он становится все более вовлеченным в работу по внедрению методологии оценки эффективности процессов в производственных отделах, в отделе маркетинга, HR, в отделе качества. Главный финансист и раньше был вовлечен в процесс оценки инвестиций и их эффективности. Но теперь расходы компании все чаще рассматриваются в комплексе, только как малая часть инвестируемых ресурсов. В некоторых отраслях на финансовые потоки приходится лишь 15% всех ресурсов. В компаниях, где хотят иметь универсальную систему оценки эффективности неденежных инвестиций, ресурсы контролируются финансовым директором.

Четвертое значительное изменение состоит в устойчивом сопротивлении учету. Экономический спад отрицательно повлиял на многие функции в организации. Мы наблюдаем компании, где, к примеру, полностью отказались от планирования корпоративных мероприятий. В других организациях больше нет функции обучения и развития. Как и раньше, в этих организациях не используют ROI и предполагают, что большой необходимости в оценке возврата на инвестиции нет.

Кто ваши основные клиенты сейчас?

Это по-прежнему крупные организации. Среди них есть многие американские компании из списка Fortune 500, есть и зарубежные компании. Интерес к методологии снова проявляют финансовые компании, многие из них используют ROI для того, чтобы показать отдачу от проектов и программ всех типов.

Среди ваших клиентов по-прежнему преобладают крупные компании?

Мы взаимодействуем с разными организациями, но в основном с крупными: привлечь внимание владельца небольшого бизнеса к инструментам оценки эффективности инвестиций непросто. 

Какие новые книги вы планируете выпустить? 

Недавно у нас вышла книга с длинным названием, The Consultant’s Guide to Results-Driven Business Proposals: How to write Proposals that Forecast Impact and ROI. Эта книга – об использовании ROI в оценке эффективности проектов. Следом за ней была опубликована еще одна, The Green Scorecard: How to Measure the Impact and ROI of Sustainability Projects, в ней изложен механизм оценки эффективности «зеленых инициатив» компаний.  На подходе – еще несколько изданий, посвященных оценке эффективности инвестиций в здравоохранении (Measuring ROI in Healthcare), в спорт-индустрии (Measuring ROI on Wellness and Fitness) и коучинге (Measuring ROI in Coaching). Другая книга, которую мы планируем выпустить, будет посвящена ROI и управлению изменениями (Measuring ROI in Change Management). Еще одно издание, выход которого запланирован на будущее, – Measuring ROI for the Public Good. Книга посвящена использованию ROI в государственных компаниях, некоммерческих и неправительственных организациях.  Наконец, у нас в разработке рукопись под названием The Power of Intangibles, книга будет посвящена механизму оценки нефинансовых выгод, их превращению в денежные активы и использованию в организациях. 

Получается, что отчасти благодаря кризису областей применения методологии ROI стало больше…

В целом, спасибо экономической ситуации, интерес к методологии ROI устойчиво растет. Меняются области применения методологии, статус ответственных за внедрение. ROI внедряют все больше организаций различных типов, стран и культур. Компании, подстегиваемые конкуренцией на глобальных рынках, стремятся быть эффективными.

С Джеком Филлипсом беседовала Александра Захарова

Журнал "Штат" 1-2/2011