Детский сад и не только

ДЕТСКИЙ САД И НЕ ТОЛЬКО

Александра Захарова

Почему в большинстве российских компаний нет корпоративных детских садов и что работодатели предлагают взамен

Корпоративный детский сад у нас – все еще большая редкость. До середины прошлого года организациям было проще не афишировать подобную практику из-за сложностей в оформлении документов. Казалось, что специальный законопроект, принятый к осени, изменит ситуацию. Но даже теперь, когда соответствующий закон подписан, работодатели не спешат выделять офисные площади под детские сады.

Одна из главных причин, похоже, что состоит в том, что в затею почти никто не верит. Опросы, проведенные исследовательским центром портала Superjob по заказу журнала «Штат», подтвердили: во многих случаях сотрудники не рассчитывают, что подобная инициатива работодателя когда-нибудь будет возможна в их компании. Но гораздо важнее, что не надеются в значительную отдачу от корпоративных детских садов в руководстве компаний.

«Партнеры осторожничают»

В августе прошлого года столичное правительство выпустило проект постановления, предписывающего порядок организации корпоративных детских садов. С осени прошлого года компании в Москве получили возможность легально открывать детские сады. Еще в сентябре ожидалось, что официальные детские сады появятся в Москве в нескольких десятках офисных зданий. По данным департамента образования города Москвы, 20% из 74 крупных компаний, опрошенных в столице, заинтересованы в создании корпоративного детского сада. Но таких проектов единицы даже в столице, где крупных предприятий достаточно, а бюджеты на HR-программы выше. Почти нет их и в регионах.

К примеру, известно, что корпоративный детский сад есть при штаб-квартире ЮНЕСКО. В некоторых компаниях, например, в информационном агентстве РИА Новости, открыты детские комнаты с продолжительностью работы всего несколько часов в день. В других городах России некоторые градообразующие предприятия и государственные учреждения также имеют детские сады, но примеров пока единицы, хотя с прошлого года в городах России по московскому образцу также стали готовить законодательную базу. Например, в феврале о решении организовать свой детский сад правительство Ульяновской области объявило. «Многие чиновники работают допоздна и не успевают забирать детей», – пояснили в правительстве области.

Александр Гаврилов, пресс-секретарь департамента образования правительства Москвы, признает, что компании все еще осторожно изучают ситуацию. «Этот вопрос прорабатывается, со стороны крупных корпораций интерес есть, но далее переговоров эта тема еще не развивалась. Осторожничают наши партнеры от бизнеса», – отметил он. Впрочем, от планов в столице пока не отказываются: «Это одна из новых идей, новых условий дошкольного образования, так называемые корпоративные детские сады, когда различные организации и фирмы предоставляют соответствующее помещение, город берет на себя финансирование по содержанию детей, обеспечивает кадрами».

Цена решения

Кажется, что за рубежом работодатели готовы инвестировать в корпоративные детские сады активные, несмотря на то, что расходы, связанные с содержанием, высоки. В какую сумму может обойтись детский сад? Многое зависит от региона, размеров компании, рынка и политики работодателя. Некоторые организации, открывающие корпоративные детские сады, решают полностью покрыть расходы на воспитание маленьких детей сотрудников. В других организациях просто предоставляют скидку. Ежегодный отчет Best Companies for Leadership, опубликованный в начале года Hay Group, выявил, что 95% лидирующих организаций в мире поддерживают сотрудников с маленькими детьми, что зафиксировано на уровне корпоративной культуры. Организации в США, к примеру, в среднем тратят на детей сотрудников около 0,5% бюджета, как подсчитали в американской консалтинговой компании Hewitt Associates.

Интересно, что компания, проводившая опрос, была признана одним из лучших работодателей для работающих семей в Америке. Только в прошлом году Hewitt Associates предоставила собственным сотрудникам скидки на оплату детских садов в размере $83 тыс. В компании трудятся чуть меньше11,4 тыс. человек, больше половины из них (59%) – женщины.

За границей корпоративные детские сады стали появляться в середине девяностых. Ситуация во многом была схода с реалиями в нашей стране: хорошие детские сады перестали быть доступными. По данным компании Bright Horizons, которой принадлежит крупная сеть детских садов в США, 94% работающих родителей могли бы согласиться сменить компанию при наличии детского сада поблизости от офиса, а 23% признались, что отказались от предложения о работе из-за того, что в организации не было корпоративного детского сада.

Юджин О’Келли, бывший CEO и председатель совета директоров KPMG, однажды поделился интересной статистикой: две трети сотрудников, которые работают на проектах без нормированного графика, признались, что покинули бы компанию, если бы в компании не было детского сада. Практика западных компаний показала, что подобные программы способствуют удержанию персонала, повышают продуктивность сотрудников и на 20% снижают уровень абсентизма. Кроме того, многие ценят возможность общаться с детьми, находясь на работе.

Естественные барьеры

В нашей стране сейчас картина во многом напоминает ситуацию в США в середине девяностых, когда хорошие детские сады были почти недоступны рядовым сотрудникам. Но спрос на такие программы пока только начинает расти, и открытие корпоративных детских садов все еще не массовое явление. Опрос респондентов в России, проведенный специально для журнала «Штат» исследовательским центром портала Superjob, подтвердил, что в большинстве компаний детского сада нет. Менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала (в сумме – почти тысяча респондентов), косвенно подтвердили, что корпоративный детский сад – это роскошь, доступная лишь незначительному числу работающих россиян.

Во многих организациях решают инвестировать в детский сад в единственном случае: когда становится понятно, что большинство сотрудников имеют общую проблему – не с кем оставить детей, – и, решив ее, компания выиграет. «Как правило, такие опции предлагают крупные корпорации, в которых развита функция корпоративной социальной ответственности, очень сильная корпоративная культура. Распространены они и среди компаний, которые готовы выделять значительные бюджеты на укрепление лояльности сотрудников. Часто такие организации занимаются благотворительными проектами, – рассказывает Елена Бирюкова, руководитель департамента HR-рекрутмента компании Antal Russia. Она отмечает, что работодатели крайне редко используют информацию о наличии в компании детского сада для того, чтобы повлиять на решение кандидата: «Корпоративные школы и детские сады обычно включены в компенсационный пакет экспатов. Но это внутренние программы, которые, как правило, не обсуждаются на этапе согласования предложения о работе. Да и соискатели более ориентированы на базовые бенефиты и практически никогда не интересуются подобными программами на этапе рассмотрения предложения».

«Для включения в подобный проект организация должна обладать такой особенностью, как компактное проживание основной массы сотрудников. А в сегодняшней Москве это большая редкость, – считает Екатерина Грипась, руководитель управления развития персонала «Финам». – Возить же детей из различных концов города или даже из области в общий детский сад себе могут позволить далеко не все. При этом для компаний, офисы которых расположены в наиболее престижных районах города, чисто технически сложно найти поблизости от офиса подходящее помещение для детского сада, с достаточной территорией по разумной цене. Да и экологическая обстановка в этих районах не самая благоприятная. Кроме того, стоит учитывать, что коллектив каждой компании достаточно сильно стратифицирован по уровню доходов и потребность в льготном детском саде имеют обычно не те сотрудники, которые могут возить с собой детей. У последней категории как раз, как правило, проблем с устройством ребенка в детский сад не возникает».

«Финансирование основных расходов по функционированию корпоративных детских садов будет осуществляться за счет бюджета города Москвы», – говорится в документе постановления. Но столичные организации все-таки не спешат выделять и арендовать площади под детские сады, осознавая, что подобное нововведение все равно потребует значительных расходов. «Мы для себя возможности создания корпоративного детского сада не рассматривали», – прямо заявляет Екатерина Грипась. Она считает, что отсутствию детских садов в большинстве столичных компаний есть вполне разумное объяснение – дело как раз в бюджетах: «Компаний, которые финансово способны "потянуть" содержание собственного детского сада, даже на паях с городом, и к тому же имеющих достаточное количество сотрудников с детьми подходящего возраста, вообще не так уж много».

Невозможность скомплектовать достаточно большую группу детей, некомпактное проживание семей и высокая стоимость аренды площадей в крупных городах, похоже, – основные препятствия, мешающие организациям рассматривать столь масштабные проекты всерьез. «Большинство наших сотрудников живет в Подмосковье, возить детей в офис в центре Москвы было бы очень неудобно», – признался в ходе опроса Superjob, проведенного по заказу журнала «Штат», менеджер по персоналу одной из компаний.

Другие варианты

При этом компании охотно инвестируют в программы для детей сотрудников. «Штат» выяснил, какие льготы предлагают работодатели и для чего организации развивают «детские» проекты.

«Корпоративных детсадов у нас нет, а вот программы для детей имеются», – рассказала Елена Асанова, руководитель PR-департамента «реал,- Гипермаркет». Мария Шиповалова, руководитель департамента персонала компании, отмечает, что программы для детей сотрудников – важная часть компенсационного пакета компании. «С кандидатами, у которых есть дети, мы всегда проговариваем эти моменты во время собеседования. Подобные программы – важная часть нашего социального пакета. Мы стараемся поощрять семьи с детьми, это философия и социальная позиция компании как в отношении клиентов, так и в отношении сотрудников». Для детей сотрудников "реал,- Гипермаркет" предусмотрены компенсация значительной части расходов на путевки в детские летние оздоровительные лагеря, проводятся новогодние елки с подарками и творческие конкурсы с призами.

Некоторые работодатели оплачивают страховки, частично или полностью. «Мы предлагаем льготное медицинское страхование для родственников сотрудников», – рассказала «Штату» Татьяна Комарова, менеджер по связям с общественностью «Яндекс». Для менеджерского состава «реал,- Гипермаркет» предусмотрено дополнительное медицинское страхование детей с первого дня жизни. «Количество застрахованных мы не ограничиваем. У нас есть один менеджер, у которого восемь детей, и все они застрахованы по нашей программе», – пояснила Мария Шиповалова.

Стоит признать, что хотя эффективность подобных программ измерить сложно, многих работодателей, которые внедряют подобные программы, это не беспокоит. Так, в «реал,- Гипермаркет» отдачу от «детских» программ оценивают с точки зрения лояльности персонала. «Возможно, в розничных компаниях не самые высокие зарплаты, но у нас, однозначно, – один из лучших социальных пакетов, которым мы по праву гордимся. Те, кто уже достаточно долгое время работают в компании, конечно, ценят такую заботу. И таких людей немало», – считает Мария Шиповалова, руководитель департамента персонала «реал,- Гипермаркет».

«В секторе розничной торговли крупные игроки на российском рынке регулярно организовывают праздники для детей сотрудников и предлагают родителям билеты на семейные спектакли, – подводит итог Елена Бирюкова, руководитель департамента HR-рекрутмента компании Antal Russia. – Во многих компаниях еще жива практика детских лагерей. При этом для крупных ритейлеров на Западе практика корпоративных детских садов и программ для детей уже норма, поскольку потребности сотрудников европейских офисов выше. В России же пока немногие работодатели готовы идти на такие дополнительные расходы».

****
Выбор в пользу

Специально для журнала «Штат» исследовательский центр портала Superjob провел опрос* среди соискателей по всей стране. Оказалось, что такая часть компенсационного пакета, как детский сад, важна для заметной части тех, кто устраивается на работу. При прочих равных наличие в компании детского сада окажется решающим фактором в пользу работодателя для 31% опрошенных мужчин и 32% женщин. «Соглашусь сразу, даже если зарплата будет меньше ожидаемой или не очень устраивать обязанности», – призналась 27-летняя сотрудница отдела продаж из Санкт-Петербурга.

Однако решающим преимуществом при трудоустройстве детский сад был бы лишь для 3% мужчин и 4% женщин. 65% опрошенных признались, что наличие детского сада в компании при смене работодателя для них преимуществом не будет.

Вопрос: «Когда Вы будете устраиваться на новую работу, то наличие в компании детского сада для детей сотрудников будет для Вас...»

Вариант ответа

Все

Пол

Возраст, лет

муж

Жен

до 24

25-34

35-44

45 и старше

решающим преимуществом

4%

3%

4%

3%

6%

3%

1%

преимуществом при прочих равных

31%

32%

31%

35%

34%

25%

14%

не будет являться преимуществом

65%

65%

65%

62%

60%

72%

85%

 

*Место проведения – Россия, все округа. Опрос проводился 16 февраля 2011 года. Исследуемая совокупность – экономически активное население России старше 18 лет. Размер выборки – 1600 респондентов.

 

Журнал "Штат", №3/2011