"Секреты нормирования": Когда нормативы в новинку

Если на вашем предприятии применяются нормативы выработки, и нормы времени определены на всех операциях, то внедрять нормативы приходится только на вновь вводимое оборудование, либо пересматривать уже имеющиеся нормы в связи с организационными, техническими или трудовыми нововведениями.

Здесь есть свои нюансы, но сегодня мы поговорим о тех предприятиях, где норм времени не существует вообще, а нормативы выработки установлены, в лучшем случае опытно-статистическим путем, либо по формуле «4С2П». Вы спросите, что это такое? Очень просто. Это «четыре стены, пол и потолок». Зачастую руководитель утверждает нормативы выработки на основании своей интуиции и знания производства, посмотрев последовательно на все четыре стены, и на пол с потолком. Признайтесь, знакома такая ситуация? Такое нередко бывает на предприятиях, образовавшихся уже в перестроечное или постперестроечное время. Но финансовый кризис заставил многих собственников пересмотреть свое отношение к численности персонала и к нормативам выработки, что, как вы понимаете, сильно взаимосвязано. В чем же особенности внедрения норм времени, когда они вводятся впервые?

При внедрении норм времени на предприятии нужно четко планировать свои действия, чтобы данный процесс имел шансы на успех и при этом не навредил деятельности компании. Как правило, на предприятии уже установлен план/объем производства работ, который необходимо выполнять, иначе это повлечет за собой потерю прибыли, либо остановку смежных подразделений. В таком случае нормативы времени необходимо вводить очень осторожно, заручившись полной поддержкой первых лиц предприятия.

После проведения всех расчетов необходимо вводить намеренно не напряженные нормативы выработки - для того, чтобы работники просто поначалу привыкли к их существованию. Это очень важно, иначе можно загубить весь процесс. Такие нормативы называются проектными, и обязательны к пересмотру через шесть месяцев. В течение этих месяцев вы также имеете право их пересматривать и устанавливать более жесткие и технически обоснованные нормы времени на тех операциях, где проектные нормы получились наиболее мягкими. Это позволит вам снять негатив, который обязательно возникнет среди работников предприятия.

Для того, чтобы снять негативную реакцию коллектива, придется устраивать презентации и разъяснения для работников по каждому из нормативов, либо по самому процессу нормирования. Если сотрудники будут понимать, что здесь не обман, не желание заставить их работать больше, не жажда собственника получить как можно больше прибыли, а научный и справедливый анализ их деятельности, то негатив можно существенно снизить. Также необходимо прописать в системе мотивации стимулирующие доплаты за выполнение нормативов. Например, ввести шкалу, по которой работник, не выполняющий нормативы, будет получать меньше того, что получал ранее, а работник, выполняющий нормативы, – ощутимо больше.

Нужно понимать, что в первый месяц после внедрения нормативов производительность труда работников в среднем упадет, но уже со второго начнет потихоньку расти. Также надо быть готовым к тому, что увеличится текучесть персонала, некоторые уйдут. В таком случае необходимо проанализировать увольнения, провести интервью с увольняющимися работниками. Наиболее ценных профессионалов всегда можно сохранить.

И еще один важный момент. В данной ситуации необходимо понимать, что общий ФОТ может сначала возрасти. Лучше специально заложить в расчеты небольшой рост средний заработной платы, чтобы внедрение нормативов прошло для сотрудников психологически легче. Роста фонда оплаты труда бояться не нужно, ведь там, где нормативы выработки устанавливались по народной формуле «4С2П», существует достаточно большой резерв численности. А после того, как нормативы будут внедрены, численность существенно снизится, что в итоге и приведет к существенной экономии ФОТ. На моей практике при внедрении технически обоснованных нормативов, даже при увеличении средней заработной платы, ФОТ снижается на 10-15% от суммы ФОТ, существовавшей до внедрения норм времени.

Алексей Мазуров, управляющий партнер, Норма HR