No office

Наталья Фридрикова, генеральный директор, рекрутинговая компания "Бигл"

Еще 10 лет назад интернет-офисы мы видели лишь в футуристических фильмах, теперь это стало реальностью. Что же такое офис сегодня – пережиток прошлого или неотъемлемая часть бизнеса?

Сегодня все больше компаний отказывается от офисного пространства и переводит коллектив на удаленную работу, причем это не зависит от профиля деятельности: дома работают журналисты, юристы, рекрутеры, экономисты. И если для региональных представительств федеральных компаний это объективная необходимость, для крупных организаций – эксперимент или результат многолетнего фрилансерского опыта. Сегодня работать без привязки к постоянному месту стало возможным благодаря развитию информационных технологий, которые позволяют взаимодействовать на любых расстояниях посредством виртуального офиса. Находясь дома, работник получает доступ ко всем необходимым сервисам – от электронной почты и телефона до закрытых баз данных.

Безусловно, большая часть сотрудников мечтает работать удаленно, но при этом руководителям необходимо осознавать, что лишь малая толика их подчиненных действительно к этому готова. В отличие от представителей творческих профессий, приоритетом которых является свобода, менеджерам необходимо почти всегда находится в «боевой готовности». Более того, для многих из них хороший офис – показатель статуса, лишившись которого они рискуют потерять и мотивацию. Так же ситуация обстоит и с компаниями – лишь малая часть желающих отказаться от офиса может сделать это без потерь. Ведь для эффективной реализации столь радикального изменения необходимо принципиально иное отношение к планированию времени и организации бизнес-процессов в целом. Причем чем крупнее компания, тем сложнее это сделать, особенно, если сотрудники привыкли к постоянному контролю со стороны руководства. В работе без офиса главным становится уже не время, проведенное на рабочем месте, а результат, поэтому от людей требуется высокий уровень осознанности, ответственность и отличный тайм-менеджмент. Проще всего адаптироваться представителям так называемого поколения Y – они молоды, динамичны, ценят свое время и стремятся к развитию. Намного сложнее будет это сделать старшему поколению – они привыкли к определенным устоям и графику, выработанному годами. Кроме того, далеко не все из них открыты к изучению новых технологий и изменениям в целом.

При бесспорной экономии времени и денег существует ряд минусов, которые необходимо принимать во внимание. Во-первых, обесценивается система наставничества, зачастую являющаяся основой роста сотрудника внутри компании. Во-вторых, большинству людей важна принадлежность к обществу, они ориентированы на командную работу. С отказом от офиса задачи перед HR-департаментом увеличиваются: без постоянного личного контакта поддерживать корпоративную культуру и командный дух, стимулировать сотрудников на достижение общих целей компании становится сложнее, и необходимы новые каналы для коммуникаций. На первый план выходит набирающий популярность интранет, но он не отменяет потребность в регулярных встречах и корпоративных мероприятиях. Тут на вооружение стоит взять опыт западных коллег, которые уже давно поняли преимущества «офиса на час» и активно пользуются этим сервисом. Безусловно, тенденция «безофисной» работы будет прогрессировать и через 10-15 лет она будет на пике своего развития. Именно тогда возростные сотрудники отойдут от дел, и поколение Y возьмет бразды правления в свои руки. Поэтому у нас с вами есть еще время для разработки и внедрения новых инструментов, которые позволят отказаться от офисного пространства исключительно в пользу эффективного бизнеса.

 

Журнал "Штат", ноябрь 2011