Что нас ждет в 2012 году

Журнал "Штат" начинает традиционную новогоднюю серию "прогнозных" публикаций, посвященных рынку труда в следующем году. В первом выпуске - обзор текущих тенденций рынка труда и прогнозы относительно его состояния в 2012 году от экспертов рекрутинговой компании Antal Russia

«Пока фондовые рынки переживают непростые времена, инвестиционный климат и активность по подбору персонала в России продолжают удерживать свои позиции.  Мы не заметили значительного снижения количества вакансий. Однако мы ожидаем рост спроса на сильных менеджеров по продажам и людей, способных оптимизировать затраты, как это обычно происходит в непростые для экономики периоды. Будут расти темпы найма персонала в регионах, что уже стало заметной тенденцией  за последние пару месяцев. Однако пока невозможно предсказать, долго ли продержится такая активность или это просто последствия ситуации, сложившейся в стране», - рассказывает Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia.

Продажи. Компании продолжают переманивать сильных сейлзов от конкурентов

ИТ и телекоммуникации. В течение 2011 года спрос на менеджеров по продажам в секторах ИТ/Телеком держался на высоком уровне. Большое количество открытых вакансий приходилось на компании–вендоры.

B2B. Рынок труда менеджеров по продажам B2B-сектора продолжал расти в течение всего года, и эта тенденция, скорее всего, сохранится и в 2012 году. В связи с активным выходом иностранных стартапов на российский рынок и развитием новых направлений у существующих компаний спрос на менеджеров по продажам увеличивается.

FMCG. Несмотря на то, что в FMCG-компаниях в течение 2011 года департаменты продаж расширялись умеренными темпами, вакансий менеджеров по продажам различного уровня на рынке достаточно.  Компании открывают позиции как связанные с заменой сотрудника, так и  с поиском людей на новые или «проседающие» направления.

Фармацевтический сектор

Напряжение на рынке труда фармацевтической отрасли, которое появилось на волне обсуждений закона, ограничивающего взаимодействие менеджеров по продажам с медицинским сообществом, прошло. Компании снова без опаски набирают «продажников» как уровня медицинских представителей, так и уровня региональных менеджеров.

HR. Самые востребованные HR-профессионалы

От HR-профессионалов все чаще требуется понимание бизнеса, ориентированность на увеличение прибыли компании и оптимизации затрат,  умение привязать стратегию управления персоналом к основной стратегии компании. Особенно это актуально в неспокойной ситуации на рынке. 

ИТ. E-commerce ищет таланты

Уходящий год на рынке труда в сфере IT был очень активным. Высокие темпы роста бизнеса, увеличивающееся количество проектов, повысившийся уровень текучки персонала – все эти факторы влияли на увеличение количества открытых позиций. Интенсивное развитие отрасли e-commerce, которое мы наблюдали в этом году, продолжится и в 2012. Поскольку перспективы роста этой отрасли пока неограниченны, мы ожидаем дальнейшего роста спроса на персонал со стороны интернет-проектов.

Маркетинг. Автомобильный сектор активно привлекает маркетологов

В последнее время мы наблюдаем всплеск спроса на профессионалов в области бренд менеджмента со стороны компаний автомобильного сектора в связи со структурными  изменениями крупных игроков. Работодатели предпочитают брать людей из компаний того же сектора, однако профессионалы с опытом работы в FMCG также успешно выдерживают конкуренцию.

Банковский cектор. Нестабильность, но все же развитие

В финансовом секторе чувствуется некоторое напряжение в связи текущей ситуацией на мировых рынках, выборочные вакансии в некоторых банках «заморожены», однако это сложно назвать тенденцией. Многие игроки строят дальнейшие планы развития, открывают новые направления

 

Подробнее об HR-вакансиях:

От HR-профессионалов все чаще требуется понимание бизнеса, ориентированность на увеличение прибыли компании и оптимизации затрат,  умение привязать стратегию управления персоналом к основной стратегии компании. Особенно это актуально в неспокойной ситуации на рынке.  При этом при отборе кандидатов предпочтение отдается соискателям с образованием в области экономики и финансов. Этой осенью спрос высок на менеджеров по компенсациям и льготам, руководителей департамента организационного развития, HR менеджеров на производстве и рекрутеров в ИТ- и телеком-компаниях.

Менеджер по компенсациям и льготам 

150 000 – 250 000 руб. (ежемесячная базовая зарплата до уплаты налогов)

Работодатели находятся под давлением прогнозов о новой волне кризиса и пытаются оптимизировать свои затраты на персонал. В этом году спрос на менеджеров по компенсациям и льготам значительно превышает показатели прошлого года. Особенно они востребованы в иностранных производственных компаниях с локальными производственными площадками, компаниях сектора производства и продажи товаров народного потребления (FMCG). Вакансии для этих профессионалов  довольно активно открываются в регионах России.

Работодатели предпочитают брать людей из компаний той же индустрии. От кандидатов на такие вакансии ожидают успешного  опыта работы в крупной компании со структурированным HR-отделом, опыта участия в проектах по грейдированию.

При этом найти подходящих кандидатов – непростая задача, поскольку такие специалисты не готовы к смене места работы в осенний период. Многие кандидаты не проходят отбор, поскольку им не хватает знания иностранного языка, опыта работы в крупных бизнес-структурах с устоявшейся функцией C&B и владения лучшими практиками. Также у кандидатов могут быть недостаточно развиты управленческие навыки. При этом компании требуют от рекрутинговых агентств 100% совпадения компетенций кандидата профилю вакансии, как это традиционно бывает в период нестабильности на рынке.

Руководитель департамента организационного развития

250 000 – 300 000 руб. (ежемесячная базовая зарплата до уплаты налогов)

Со стороны компаний, проходящих период реструктуризации или слияния и поглощения, растет спрос на профессионалов, готовых занять должность руководителя группы организационного развития. Эта функция может быть частью функции HR-департамента компании или такой человек может подчиняться непосредственно генеральному директору.

Задачи такого профессионала – предлагать эффективные решения в области организационного планирования/дизайна, выявлять дублирующие и определять недостающие функции компании, оптимизировать бизнес-структуру и взаимодействие между департаментами. Обычно подходящие кандидаты приходят в компании из консалтинга с опытом оптимизации оргструктуры крупных бизнесов или профессионалы, успешно прошедшие период реструктуризации, как правило, в секторе розничной торговли, FMCG, производстве.

Кандидаты могут выбыть из конкурентной борьбы из-за недостаточно развитых аналитических навыков и неумения прогнозировать на несколько шагов вперед, им может не доставать понимания специфики бизнеса. Кросс-индустриальные переходы не всегда возможны, и если профессионал из телекоммуникационного сектора может адаптироваться в рознице, то производственные компании готовы смотреть людей исключительно из производства.

HR-менеджер на производстве

130 000 – 200 000 руб. (ежемесячная базовая зарплата до уплаты налогов)

Западные производственные компании с производственными площадками в России активно ищут HR-менеджеров. Такие позиции открываются, как правило, при  запуске нового производства или из-за ухода сотрудника, поскольку традиционно на заводах в регионах довольно высокая текучка кадров, вызванная войной за таланты среди местных производителей. Как правило, это региональные вакансии в таких городах как Ярославль, Калуга, Липецк и других, требующие релокации профессионала. И здесь компании и рекрутеру приходится проявлять чудеса изобретательности, «продавая» данный регион кандидату. Экология, развитая инфраструктура, развитость бизнеса в регионе – в ход идут любые аргументы. При этом, если в компании есть  возможность строить HR-функцию  с нуля, кандидаты с большим энтузиазмом относятся к переезду. Функционал таких профессионалов широк – от внедрения политики головного офиса и подбора персонала до C&B и внутренних коммуникаций на заводе. Круг кандидатов достаточно ограничен, поскольку от них обязательно требуется опыт работы на фабриках и заводах, знание специфики охраны труда и трудового законодательства, опыт взаимодействия с профсоюзами. При этом опыт работы в компаниях, где внедрена и используется технология  «бережливого производства» (LEAN management),  является плюсом.

Менеджер по подбору персонала в секторе ИТ и телекоммуникаций

80 000 – 100 000 руб. (ежемесячная базовая зарплата до уплаты налогов)

В секторе ИТ и телекоммуникаций в принципе не хватает квалифицированного персонала. Ситуацию усугубляют крупные российские игроки, «перегревающие» рынок неоправданно высокими зарплатами. Именно поэтому подбор профессионального персонала в этом секторе становится  непростой миссией. ИТ-компании пытаются экономить на подборе персонала и справляться своими силами без помощи агентств, поэтому стремятся переманить в свой штат тех же консультантов из рекрутинговых компаний.

Основные необходимые компетенции – знание рынка, наработанные контакты, умение замотивировать  технических специалистов и разговаривать с ними на одном языке. Рекрутер  должен быть готов работать много, чтобы находить людей для работы не только на постоянной основе, но и на временных проектах. Все чаще требуется умение успешно сотрудничать с профильными ВУЗами (в том числе и с региональными) для привлечения кандидатов на начальные позиции. Переманивать рекрутеров у конкурентов не просто, поскольку работодатели очень неохотно отпускают таких сотрудников и стремятся мотивировать их не только финансово, но и предлагая, помимо подбора персонала, решать и другие интересные задачи.

 

Источник: Antal Russia

Antal Russia – одна из крупнейших рекрутинговых компаний в России и СНГ, специализирующихся на подборе менеджеров среднего и высшего управленческих звеньев в различных отраслях экономики.

Британская компания Antal International открыла московский офис в 1994 году в числе первых международных рекрутинговых агентств, вышедших на российский рынок. Российское представительство было одним из первых представительств компании за пределами Великобритании, и стало самым крупным и наиболее успешным.

В марте 2008 года компания Antal Russia присоединилась к группе FiveTen Group, представленной в 19 городах 12 стран на 4-х континентах.

В июле 2010 года компания открыла представительство Antal Kazakhstan, в Алматы (www.antalkazakhstan.com).

Более подробную информацию об Antal Russia вы найдете на сайте www.antalrussia.com