Методология командообразования в компании.
Как выбрать нужное для вашего бизнеса?
Галина Сартан, канд.психол.наук, руководитель команды профессионалов "Катарсис"
www.katarsis.ru; http://sartangn.blogspot.com
Бизнес генерирует спрос на команды – без них в современном быстроменяющемся мире не выжить. Провайдеры тренинговых и консалтинговых услуг выдвигают на рынок массу предложений.
Как выбрать исполнителя и получить именно то, что необходимо для компании? Какие критерии использовать при подборе? Известно, что для решения различных задач применяются соответствующие инструменты и технологии. И от того, какой методикой пользуется исполнитель, во многом зависит результат, который получит заказчик.
Проанализировав предложения зарубежных и российских тренинговых компаний по построению команд, мы выявили четыре основных методики:
В тренингах командообразования, основанных на этом методе, акцент делается на эмоциональное сплочение, совместные действия, решение задач, которые невозможно выполнить в одиночку.
Это самый распространенный подход к командообразованию. Все знают так называемые «веревочные тренинги»; тим-билдинги в отелях и «на выезде»; корпоративные поездки на природу, которые сопровождаются «командными играми»; квесты; ролевые и постановочные игры; совместные видеофильмы, спектакли и т.п. В этих предложениях на первый взгляд царит разнообразие.
Но на самом деле разнообразие только во внешних формах. Принцип везде один и тот же – на основе совместной деятельности люди объединяются эмоционально, знакомятся, сплачиваются, улучшаются коммуникации.
Большинство компаний предпочитает заказывать именно такие формы командообразования, так как считает, что сразу много сотрудников и за короткое время можно объединить в команду, и они после этого начнут работать лучше.
Рассмотрим минусы и плюсы построения команд на основе эмоциональной сплоченности.
Плюсы |
Минусы |
• Можно охватить большое количество участников одновременно. • Не требует предварительной подготовки от сотрудников и руководства компании. Только организационные моменты. • Улучшение межличностных отношений между участниками тренинга. • Получение знаний о более эффективных способах межличностного взаимодействия. |
• Тренинг обычно не затрагивает реальные бизнес-проблемы компании. • Строится на отвлеченных кейсах, заданиях, не имеющих отношения к бизнесу и проблемам компании. • Взаимоотношения, выстраиваемые между участниками на тренинге (лидерские позиции, способы разрешения проблем и конфликтов, стратегии принятия решений и т.д.), как правило, не переносятся на реальную деятельность компании. • Эмоциональный подъем, ощущаемый участниками, в течение 1-2 месяца сходит «на нет», и требуется очередной тренинг для «эмоциональной подпитки». |
Таким образом, если заказчик хочет, чтобы его сотрудники отдохнули, отвлеклись от работы, пообщались в комфортной обстановке между собой, улучшили свои коммуникации, то он может обратиться к подобному виду командообразования.
Существует несколько моделей ролевого подхода. Выделим наиболее распространенные, которые используют при построении команд.
Формирование команды происходит на основе взаимодополнения по функциям или ролям сотрудников, которые необходимы для совместной деятельности. Роли могут быть функциональными или командными.
М.Белбин выделил следующие роли:
Ø Модель Т.Ю. Базарова. Оценка управленческого потенциала команды через ролевой подход. Он выделяет роли, близкие по сути к тем, которые выделил М.Белбин.
Организатор - разрабатывает мероприятия по достижению целей. Проектирует бизнес процессы, организационные структуры. Решает задачи развития и модернизации. Проектирует взаимодействие между должностями и подразделениями. Разрабатывает технологические нормы, определяет процедуры контроля за их соблюдением.
И.Адизес также дает свою классификацию, но при этом пишет следующее: «Вы можете пройти тест для оценки PAEI-кода, но тестирование не кажется мне эффективной стратегией оценки тех, с кем вы работаете. Почему? Нельзя забывать, что тестирование – это механический способ узнавания людей, он совершенно ошибочен. Какой же способ можно считать хотя бы приблизительно верным? Попробуйте понять, что собой представляют люди и как они себя ведут. Почувствуйте их».
Управленческая роль |
Делает организацию |
Временной диапазон |
Направляющая (Purposeful) |
Эффективной |
Краткосрочный |
Административная (Administrative) |
Продуктивной |
Краткосрочный |
Предпринимательская (Enterpreneurial) |
Эффективной |
Долгосрочный |
Интегрирующая (Intergrative) |
Продуктивной |
Долгосрочный |
Несмотря на наличие нескольких вариантов ролевого подхода к построению команд, в основе лежит практически одна методология – сотрудников тестируют, определяют их тип в поведении и соединяют в команды по принципу взаимодополняемости.
Рассмотрим плюсы и минусы ролевого подхода к командообразованию.
Плюсы |
Минусы |
• Попытка предотвратить конфликты при взаимодействии сотрудников в реальной деятельности подразделений. • Выделение ролевой структуры работоспособного коллектива, понимание необходимости распределения ролей в группе • Разработка простого, понятного инструментария для диагностики ролевого состава группы и качества исполнения участниками ролей. |
• Не подходит для уже работающих коллективов, состоящих из профессионалов, которых заменить невозможно. • В создающиеся коллективы сложно подобрать людей по заданным критериям и одновременно сохранить профессиональные требования. • Яркое разделение людей по типам личности/командным ролям современными исследованиями не нашло подтверждения. Сотрудники в разных ситуациях меняют свои роли, дополнительное влияние оказывают опыт, установки, ценности. • Жесткое распределение ролей останавливает развитие группы, приводит к доминированию личных целей над коллективными, каждый сотрудник работает на достижение результативности, исходя из своей роли. |
Продолжение статьи можно прочитать в журнале "Штат" - № 1-2/2012