Рынок фриланс-рекрутмента в России: свобода выбора

С каждым годом наша жизнь меняется и то, что вчера было экзотикой, сегодня воспринимается ключевым трендом, а еще через год – стандартной практикой. Приход в нашу жизнь современных технологий, их бурное развитие провоцируют изменения во всех сферах жизни, и самое прямое влияние они оказывают на бизнес, который обычно всегда находится в авангарде перемен.

Подобные перемены затрагивают все сферы, и область управления человеческими ресурсами не является исключением. В рамках обзора McKinsey Quarterly Карл Камден, CEO компании "Келли Сервисез", описал фундаментальные изменения в сфере рынка труда. В частности одним из ключевых изменений, ставшим ответом на глобализацию и быстрое развитие технологий, некоторые виды труда исчезают. Вместе с тем на международном уровне активно растет число людей, работающих в рамках новых, нестандартных форм занятости: неполная занятость, временная занятость, контрактная и проектная работа, почасовая занятость.  Все это приводит к все более активному и заметному развитию такого явления как фриланс.

Фриланс – что это?

Если раньше слово фрилансер активно применялось лишь в ряде сфер – к примеру, в журналистике или интернете, то сегодня оно захватывает и другие сферы жизни.  Фрилансер – это человек, не связанный постоянными трудовыми отношениями (регулируемыми ТК) с компанией, а выполняющий для нее конкретную работу, оплачиваемую по факту.  Раньше такая возможность была лишь у ограниченного числа людей в узких профессиональных нишах, рынок был вообще не структурирован и при этом нередко слово «фрилансер» носила негативный оттенок. Мол, это человек, которому просто лень идти работать.

Но наше общество, наши мнения и представления меняются вслед за развитием технологий и обретением все большим числом людей новых возможностей для реализации своих профессиональных навыков. На российском рынке уже 8 лет назад был запущен крупнейший сервис free-lance.ru, на которым на текущий момент зарегистировано около одного миллиона фрилансеров.  Этот сайт стал одним из важных факторов, повлиявших и влияющих на становление и развития фриланса в России.  Огромное число людей  - как заказчиков, так и исполнителей – получили возможность быстро и просто находить друг другу, при этом возникли системные механизмы защиты прав и интересов каждой из сторон. Таким образом, интернет-сервис стал одним из ключевых институтов, регулирующих и создающих данный рынок.

Развитие такого явления как фриланс набирает обороты, возникает уже значительное движение в этом направлении. Причин этому много: желание большей свободы, возможноть независеть от транспортных коллапсов, развитие технологий коммуникации, стремление больше времени проводить с семьей, появление узкоспециализированных профессий, или же желание профессионально реализовываться без необходимости ежедневно ездить на работу (к примеру, во время декретного отпуска). С другой стороны многие компании осознали эффективность использования фрилансеров, когда речь идет о выполнение временных работ, для реализации которых нет смысла держать профильных специалистов в штате, достаточно пригласить их на проект. Подстегнул интерес к этом и экономический кризис 2008 года, который заставил многие компании «затянуть пояса» и искать варианты сокращения затрат – как на штатных сотрудников, так и на внешних поставщиков, чьи цены выше, чем у фрилансера обычно в несколько раз. И постепенно модель работы с фрилансерами стала легилизовываться и доказывать свою эффективность. Но для массового использования нужны сервисы и инструменты, делающие ее более удобной и безопасной.

 

Рынок рекрутмента: текущие вызовы

Тема фриланса, как одной из новых форма занятости, с одной стороны, и получения услуг компаниями – с другой, не могла остаться вне нашего внимания. Тем более, что это явление активно развивается и на кадровом рынке. В октябре 2011 года в Рунете появился первый профессиональный онлайн-сервис, ориентированный на подбор персонала силами фриланс-рекрутеров Recruitnet.ru. Вместе с администрацией ресурса мы решили провести исследование рынка фриланс-рекрутмента в столице, пытаясь приоткрыть завесу тайны над этим явлением.

Безусловно, возникновение подобного явления обсуловлено целым рядом изменений, произошедших на рынке, спровоцированных в числе прочего и кризисом 2008 года.  Однако внутри самого рынка рекрутмента тоже было немало «узких» мест, которые усугубили ситуацию. Причем проблемы тут многоплановые и охватывающие всех участников рынка – и работодателей, и кадровые агентства.

Значительные проблемы связаны с тем, что рынок кандидатов по прежнему остается дефицитным и никаких существенных изменений не происходит. Изменить эту ситуацию  крайне сложно. Это подтверждают и наши эксперты . По словам Натальи Поляковой, менеджера по развитию персонала "Мерк", «на рынке значительный дефицит кандидатов, соответствующих требованиям компании и обладающих релевантным опытом».  Ксения Водопьянова, директор по персоналу компании Orange, отмечает, что рынок перегрет, кандидаты снова торгуюся, другие боятся переходить на новые места работы при хантинге (или нет веры в себя, или помнят 2008г. и не уверены)»

Как следствие, это ведет среди прочего к недовольству кадровыми агентствами, как поставщиками услуг по подбору. Екатерина Рахманкина, заместитель директора по персоналу компании Video International: «Для меня как потребителя услуг рекрутинговых агентств сегодня одна из основных проблем – низкое качество кандидатов и долгий поиск подходящих людей. В итоге, ценность обращения к рекрутинговым агентствам сильно нивелируется, т.к. кандидатов, которые представляют внешние рекрутеры, вполне могут найти наши внутренние специалисты по рекрутменту, пользуясь открытыми источниками».

Подобная ситуация ведет снижению уровня доверия к внешним рекрутерам, недовольства ими. Татьяна Котелкина, руководитель отдела подбора персонала издательства "Эксмо": «Как правило, рекрутеры готовы и умеют закрывать несложные административные позиции, без узкой специализации, не имея экспертизы в отрасли - плохо представляют бизнес процессы компании в целом, и не видят роль данного кандидата (потенциального сотрудника) в общей бизнес системе компании». Причин этому много, по словам Егора Батурина, HR-менеджера одной из команий, «проблем в рекрутменте много. Начиная с того, что нет образовательных учреждений, где готовили бы профессиональных рекрутеров. Заканчивая, непониманием «бизнеса» важности существования рекрутмента в компании и пренебрежительное к нему отношение».

Все это ведет к тому, что компаниям все сложнее выбрать для себя подходящих провайдеров для услуг по рекрутменту. Рынок начинает предъявлять новые требования к поставщикам услуг, ожидая от них новых идей и решений. Компании становятся более гибкими в реализации своей рекрутинговой политики, более открыты к разным форматом. И эта почва способствует развитию новых форм сотрудничества, в том числе и более активному использованию услуг фриланс-рекрутеров.

Фриланс-рекрутмент: что это?

Проводя исследование рынка фриланс-рекрутмента, мы общались с работодателями-заказчиками (в первую очередь мы общались с достаточно крупными игроками рынка, как российскими, так и международными), рекрутинговыми агетствами и самими фриланс-рекрутерами.  С одной стороны мы получили некую «цифровую» картинку, отражающую реальность, с другой – мы получили немало интересных откликов, примеров, вскрывающих как особенности и преимущества, так и проблемы в этой сфере. Именно качественное понимание ситуации и было нашей главной задаче.  Всего мы опросили более  50 компаний и около 20 рекрутеров, имевших опыт фриланс-работы.

Конечно, нам было интересно в первую очередь узнать, как часто компании –работодатели использую услуги фриланс-рекрутеров. Около трети опрошенных нами HR-специалистов заявили, что их компании работали  с фрилансерами-рекрутерами в течение последних двух лет.  А в целом в личном опыте HR-ов, полученном в разных компаниях, подобная практика встречается еще чаще – 58% опрошенных сталкивались с этим. В целом эти цифры оказались несколько выше наших представлений, ведь подобное явление еще нельзя назвать сколь либо структурированным и системным. 

К слову, когда мы опрашивали самих фриланс-рекрутеров, то увидели, что пул их заказчиков довольно обширен. Так 34% опрошенных работают с крупными международными компаниями, 19% -с крупными российскими компаниями, 39% - со средними российскими компаниями.

Продолжение следует