Будущее работы

Елена Фролова, менеджер по связям с общественностью, Adecco Group Russia

 

На рынке труда наступает эпоха перемен. Работа – глобальна. Но ее характер и масштабы существенно различаются в зависимости от региона, отрасли, социально-экономических и демографических аспектов, образования, профессии и квалификации.

Несомненно, рынок меняется. Гибкость станет новым духом рынка труда, который проявляется во множестве значений – от «уступчивости» до «широких возможностей». Она потребует нового мышления и нового способа действий. Уже в недалекой перспективе и работники, и работодатели столкнутся с новыми вызовами.

Итак, что наш ждет? В какой трудовой реальности нам предстоит жить через 10-15 лет? Начало некоторых изменений мы можем увидеть уже сейчас. Что-то может показаться нам фантастикой, а в реальности чего-то даже не возникает сомнений.

Завтрашний мир будет отличаться от сегодняшнего. Демографическая ситуация, глобализация и технический прогресс будут оказывать решающее влияние на рынки труда последующих десятилетий. Демографические изменения приведут к нехватке квалифицированного персонала, к увеличению активности женщин и росту миграции. В условиях глобализации изменения, где бы они не происходили, будут влиять на весь остальной мир. Технический прогресс стимулирует развитие существующих и появление новых средств коммуникаций, а также замену некоторых категорий работников роботами.

Также на рынок труда будут оказывать влияния новые ценности, потребности и запросы населения. Мы постепенно будем уходить от потребительского отношения к жизни; увеличится благотворительная и волонтерская деятельность, в семейных отношениях члены семьи будут более обособлены друг от друга, возрастет доля пассивного отдыха, и как это ни парадоксально звучит, у людей снизится ощущение счастья.

На рынках товаров и услуг будет нарастать нестабильность, в связи с чем производства будут усиленно пытаться нивелировать риски от неустойчивой загрузки мощностей. Обеспечение гибкости станет критической необходимостью для компаний. Это выразится в том числе и в увеличении проектной работы, кратковременных трудовых отношениях, распространению должностей с временными ограничениями.

Будет повышаться спрос на высококвалифицированную рабочую силу, и особенно - для вновь созданных видов работ. Но мета-навыки, например, коммуникабельность, бесконфликтность, ориентированность на поиск оптимальных решений, а также личная репутация и гибкость будут также важны, как профессиональная квалификация и опыт.

На всех квалификационных уровнях на работников будет возлагаться больше ответственности. Предприимчивость, независимость и решимость станут обязательной частью резюме. Все это будет относиться и к  специальностям, не требующим высокой квалификации.

Активное распространение получит концепция «хозяина жизни», которая подразумевает, что человек активно контролирует собственную трудовую биографию и не боится брать на себя ответственность. Основным притягивающими факторами станут свобода и индивидуальность. Ответственность за свою карьеру, ставка на собственные сильные стороны и способности и адаптация трудовой нагрузки к своей личной жизни разовьются в жизненные приоритеты каждого человека.

Молодое поколение с раннего возраста будет воспитываться в духе необходимости развития своих уникальных способностей, собственной уникальности. Огромное значение приобретут новые формы получения навыков и знаний, а также постоянное обучение в течение всей жизни, способствующие развитию личной ответственности и самообразованию.

Компании не смогут не обращать внимания на изменения, происходящих в трудовой культуре, важным станет осознание своей принадлежности к определенной культуре и традициям и позиционирование себя соответствующим образом. В свете такого анализа для выживания на трудовых рынках будущего компании должны критически оценить свой порядок подбора и расстановки персонала на всех стадиях: от приема на работу до удержания сотрудников. Правильный подход к своей целевой аудитории станет гарантией того, что поиск подходящих работников для компании не станет слабым звеном. Это особенно актуально ввиду возрастания роли коммуникационных возможностей в социальных медиа-ресурсах.