Анна Литвинова, коуч, бизнес-тренер, генеральный директор Центра HR технологий «Персона Грата»
С недавних пор вопрос о том, нужен ли коучинг бизнесу, практически не стоит. Куда важнее понять, каким образом использовать эту технологию. Прежде чем ответить на этот вопрос, подумайте, что организация должна получить в виде результата, и для чего ей нужен коучинг. Ответив на эти два важнейшие вопроса, можно двигаться дальше.
Существует несколько путей внедрения или применения коучинга в организации.
Первый - это работа с внешними профессиональными коучами. Как правило, этот подход используют для работы с руководителями высшего управленческого звена в силу высокой стоимости и уровню сложности работы с клиентом.
Основными запросами при работе с топ-менеджерами обычно являются работа со стрессом, баланс жизни и работы, прояснение целей и задач для дальнейшего движения вперед. Уровнем ниже часто необходимо прорабатывать вопросы связанные с развитием компетенций Лидерство, Коммуникация, Инновации, Стратегическое мышление. На уровне среднего управленческого звена помимо вышеперечисленных часто добавляется запрос, связанный с развитием карьеры и основных управленческих компетенций.
Управление в стиле коучинг позволяет постоянно держать сотрудников «в тонусе», повышать их профессиональный уровень, уметь быстро реагировать на внешние и внутренние изменения.
Принято считать, что руководитель, как лидер, должен уметь вести за собой команду, беря на себя роль ведущего. В современной концепции лидерства понятие лидер имеет несколько иной толк. В новых экономических условиях очень важно иметь сильную команду, каждый член которой способен принимать решения, нести за них ответственность, иметь проактивную позицию и осознанно подходить к своему делу. Коучинговый подход очень хорошо решает эту задачу, так как поощряет самостоятельность и инициативность, позволяет выработать у подчиненных осознанность в своих действиях, ориентацию на результат и ответственность за него.
Используя этот стиль управления, руководитель выступает в роли коуча для своих сотрудников. Руководитель не просто ставит цели и задачи, а интересуется, каким образом сотрудник намерен решать эту задачу, каково его видение относительно сложившейся ситуации и вариантов ее разрешения. Одно из очень важных качеств менеджера-коуча — это умение слушать и задавать, побуждающие подчиненного активно мыслить, «сильные» вопросы, не предлагая готовых решений.
Отличает командный коучинг то, что он проводится не с одним клиентом, а с группой людей, занятых одной деятельностью, преследующих одну общую цель. Это может быть как проектная команда, так и постоянный коллектив, являющийся каким-то подразделением организации.
Целью командного коучинга является сплочение коллектива, повышение производительности труда, создание единого видения корпоративных целей и ценностей, повышение степени вовлеченности работников в жизнь компании. Исследования показывают, что производительность вовлеченных сотрудников, активно участвующих в жизни компании, на 26% выше.
Применение коучинга в организациях в разных видах находится сегодня на подъеме. Последние исследования показывают, что все большее число руководителей и менеджеров компаний пользуются коучингом, чтобы лучше понять себя, повысить эффективность работы, лучше осознать свои цели и уменьшить стресс.