Эксперты Hay Group проанализировали практику развития лидерства в «Лучших компаниях для лидеров» - в России и в мире. 88% лучших компаний для лидеров в России воспринимают трудности как возможности для роста и развития. В топ-5 компаний в России - Microsoft, Unilever, Johnson & Johnson, British American Tobacco, 3M
Hay Group. Москва, 23 октября 2012 г. - Компании, создающие лучшие условия для лидеров, добиваются лучших результатов в бизнесе по сравнению с конкурентами. К такому выводу пришли эксперты Hay Group, международной консалтинговой компании в области управления, выявив при этом факторы, определяющие способность компаний создавать лучшие условия для развития лидеров, их заинтересованности и работы с максимальной отдачей.
Составленный экспертами Hay Group рейтинг Лучших компаний для лидеров свидетельствует о том, что качественное лидерство и высокая конкурентоспособность компании тесно связаны между собой: именно компании, создающие лучшие условия для лидеров, оказываются эффективнее конкурентов и добиваются лучших финансовых результатов по сравнению с другими участниками рынка. Так, за последние 10 лет Лучшие компании для лидеров создали 5,39% акционерной прибыли, в то время как у компаний списка S&P(500) этот показатель составил 2,92%*.
Важнейшими факторами, формирующими лучшие условия для развития лидерства и реализации талантов, эксперты Hay Group считают открытость компании для инноваций и готовность воспользоваться новыми возможностями, что подтверждается результатами исследования практики самых успешных компаний мира и России. «При этом, самые успешные современные компании - это компании, которые в своей ежедневной работе умело соединяют своего рода противоположности, то есть сочетают инновационность со стандартизацией» - отмечает руководитель Hay Group в Восточной Европе Валерий Марцинович.
Практики лучших компаний свидетельствуют о создании условий, благоприятствующих инновациям. При этом сами инновации разделяются на три типа:
· новые для потребителя продукты и услуги, которые еще не разработаны;
· новые продукты и услуги для существующих и новых клиентов;
· изменения в существующих продуктах, услугах и процессах.
Валерий Марцинович говорит: «Менеджеры в компаниях мирового уровня создают условия, обеспечивающие инновационную среду на каждом уровне, от исследователей и разработчиков (R&D) - до каждого линейного сотрудника. Далее – настоящее организационное искусство требуется для того, чтобы лучшие идеи в отношении продуктов, процессов, инструментов, отношений с клиентами были замечены, утверждены и распространены как массовый стандарт во всей компании. И самым сложным в этом цикле становится одновременное обеспечение четкой дисциплины следования стандартам каждым сотрудником и - предоставление шансов каждому для того, чтобы мыслить и предлагать очередные идеи и инновации, которые будут использованы в новых стандартах - уже завтрашнего дня».
* статистические данные Standard & Poor’s Compustat на 31.12.2011
Лучшие компании для лидеров
Глобальный рейтинг Лучших компаний для лидеров возглавляет корпорация General Electric. Верхнюю строчку европейского рейтинга занимает Unilever, а в России список Лучших компаний для лидеров возглавляет Microsoft.
В глобальном рейтинге Топ-20 доминируют американские компании. «Элиту» рейтинга составляют такие известные компании, как General Electric, Procter & Gamble, IBM, Microsoft и Coca-Cola (таблица 1).
Лидером европейского рейтинга второй год подряд стала компания Unilever, за нею следуют Nestlé, концерн Siemens и L’Oréal. Компания Shell замыкает пятерку лидеров европейского рейтинга (таблица 2).
В российском рейтинге Топ-5 представлены 2 компании, непосредственная деятельность которых связана с техническим прогрессом, разработками и изобретениями – это Microsoft (1) и 3М (5). Unilever, Johnson&Johnson и British American Tobacco представляют сектор потребительских товаров (таблица 3).
«В быстро меняющемся мире, именно готовность и открытость компаний для инновационных идей и проектов более всего благоприятствует полноценной работе лидеров, их развитию и заинтересованной работе», - комментирует Анна Вялова, старший консультант Hay Group в России в области лидерства и развития талантов.
Культура инноваций – в основе конкурентного преимущества: в России, в Европе и во всем мире.Организации, во главе которых стоят эффективные лидеры, более активно разрушают бюрократические барьеры, с энтузиазмом воспринимают идеи молодых сотрудников и готовы реализовать рискованный проект не ради прибыли, а ради самой идеи попробовать что-то новое.
Среди компаний глобального рейтинга Топ-20, 94% с готовностью берутся за проекты, не приносящие прибыли, только чтобы протестировать новые идеи, а среди всех остальных компаний этот показатель составляет 49%. Среди Топ-10 европейских компаний так поступают 66% (60% - среди остальных). В России 68% лучших компаний для лидеров берутся за проекты не ради прибыли, а ради идеи попробовать что-то новое, а среди остальных российских компаний – лишь 57%.
«Создавая полноценную культуру инноваций и, тем самым, лучшие условия для эффективного лидерства, компании обеспечивают основу своего конкурентного преимущества. Такая закономерность убедительно подтверждается как российскими, так и зарубежными участниками нашего исследования», - говорит Анна Вялова.
Гибкость организационных структур также способствует развитию инноваций, и это подтверждается практикой лучших компаний в отношении формальных правил субординации.
90% компаний глобального рейтинга Топ-20 разрешают своим сотрудникам игнорировать правила субординации, если у тех появляются блестящие идеи, которыми они хотят поделиться с вышестоящими руководителями, а среди остальных компаний спокойно относятся к такому поведению лишь 63%. В Европе эти показатели равны 75% и 69% соответственно, а в России так поступают в 80% лучших компаний для лидеров и только в 62% остальных компаний.
Более того, 90% компаний, включенных в глобальный рейтинг Топ-20 (и только 48% остальных компаний) поощряют стремление сотрудников учиться чему-то новому и развиваться за пределами их непосредственной области ответственности. Тот же показатель в Европе в лучших компаниях для лидеров равен 67% (Топ-10) и 55% (остальные), а в России - 80% и 39% соответственно.
Руководитель практики лидерства и развития талантов в регионе Восточная Европа Агнешка Лакински говорит: «Приятно отметить, что на российском рынке многие компании в значительной мере ориентированы на развитие лидерских практик. Лидеры этих компаний не только сами открыты для новых идей, но и ожидают такого подхода к работе от всех сотрудников. Именно такие компании не только гибко реагируют на появляющиеся возможности на рынке, но и находят наиболее успешные решения для бизнеса в долгосрочной перспективе».
* * *
Рейтинг «Лучших компаний для лидеров» составляется экспертами Hay Group по результатам ежегодного исследования.
Таблица 1: Лучшие компании для лидеров в мире
|
Рейтинг |
Организация |
|
1 |
General Electric |
|
2 |
Procter & Gamble |
|
3 |
IBM |
|
4 |
Microsoft |
|
5 |
Coca-Cola |
|
6 |
McDonald's |
|
7 |
Accenture |
|
8 |
Wal-Mart |
|
9 |
Johnson & Johnson |
|
10 |
Unilever |
|
11 |
Toyota |
|
12 |
Nestlé |
|
13 |
3M |
|
14 |
Southwest Airlines |
|
15 |
Exxon Mobil |
|
16 |
PepsiCo |
|
17 |
Siemens |
|
18 |
Shell |
|
19 |
Dow |
|
20 |
FedEx |
Таблица 2: Лучшие компании для лидеров в Европе
|
Рейтинг |
Организация |
|
1 |
Unilever |
|
2 |
Nestlé |
|
3 |
Siemens |
|
4 |
L'Oreal |
|
5 |
Shell |
|
6 |
Vodafone |
|
7 |
ABB |
|
8 |
Santander |
|
9 |
Danone |
|
10 |
Daimler |
Таблица 3: Лучшие компании для лидеров в России
|
Рейтинг |
Организация |
|
1 |
Microsoft |
|
2 |
Unilever |
|
3 |
Johnson & Johnson |
|
4 |
British American Tobacco |
|
5 |
3M |