Лучшие компании для лидеров

Эксперты Hay Group проанализировали практику развития лидерства в «Лучших компаниях для лидеров» - в России и в мире. 88% лучших компаний для лидеров в России воспринимают трудности как возможности для роста и развития. В топ-5 компаний в России - Microsoft, Unilever, Johnson & Johnson, British American Tobacco, 3M

 

Hay Group. Москва, 23 октября 2012 г. - Компании, создающие лучшие условия для лидеров, добиваются лучших результатов в бизнесе по сравнению с конкурентами. К такому выводу пришли эксперты Hay Group, международной консалтинговой компании в области управления, выявив при этом факторы, определяющие способность компаний создавать лучшие условия для развития лидеров, их заинтересованности и работы с максимальной отдачей.

Составленный экспертами Hay Group рейтинг Лучших компаний для лидеров свидетельствует о том, что качественное лидерство и высокая конкурентоспособность компании тесно связаны между собой: именно компании, создающие лучшие условия для лидеров,  оказываются эффективнее конкурентов и добиваются лучших финансовых результатов по сравнению с другими участниками рынка. Так, за последние 10 лет Лучшие компании для лидеров создали 5,39% акционерной прибыли, в то время как у компаний списка S&P(500) этот показатель составил 2,92%*.  

Важнейшими факторами, формирующими лучшие условия для развития лидерства и реализации талантов, эксперты Hay Group считают открытость компании для инноваций и готовность воспользоваться новыми возможностями, что подтверждается результатами исследования практики самых успешных компаний мира и России. «При этом, самые успешные современные компании - это компании, которые в своей ежедневной работе умело соединяют своего рода противоположности, то есть сочетают инновационность со стандартизацией» - отмечает руководитель Hay Group в Восточной Европе Валерий Марцинович.

Практики лучших компаний свидетельствуют о создании условий, благоприятствующих инновациям. При этом сами инновации разделяются на три типа:

·         новые для потребителя продукты и услуги, которые еще не разработаны;

·         новые продукты и услуги для существующих и новых клиентов;

·         изменения в существующих продуктах, услугах и процессах.

Валерий Марцинович говорит: «Менеджеры в компаниях мирового уровня создают условия, обеспечивающие инновационную среду на каждом уровне, от исследователей и разработчиков (R&D) - до каждого линейного сотрудника. Далее – настоящее организационное искусство требуется для того, чтобы лучшие идеи в отношении продуктов, процессов, инструментов, отношений с клиентами были замечены, утверждены и распространены как массовый стандарт во всей компании. И самым сложным в этом цикле становится одновременное обеспечение четкой дисциплины следования стандартам каждым сотрудником и - предоставление шансов каждому для того, чтобы мыслить и предлагать очередные идеи и инновации, которые будут использованы в новых стандартах - уже завтрашнего дня».

* статистические данные Standard & Poor’s Compustat на 31.12.2011

 

Лучшие компании для лидеров

Глобальный рейтинг Лучших компаний для лидеров возглавляет корпорация General Electric. Верхнюю строчку европейского рейтинга занимает Unilever, а в России список Лучших компаний для лидеров возглавляет Microsoft.

В глобальном рейтинге Топ-20 доминируют американские компании. «Элиту» рейтинга составляют такие известные компании, как General Electric, Procter & Gamble, IBM, Microsoft и Coca-Cola (таблица 1).

Лидером европейского рейтинга второй год подряд стала компания Unilever, за нею следуют Nestlé, концерн Siemens и L’Oréal. Компания Shell замыкает пятерку лидеров европейского рейтинга (таблица 2).

В российском рейтинге Топ-5 представлены 2 компании, непосредственная деятельность которых связана с техническим прогрессом, разработками и изобретениями – это Microsoft (1) и 3М (5). Unilever, Johnson&Johnson и British American Tobacco представляют сектор потребительских товаров (таблица 3).

«В быстро меняющемся мире, именно готовность и открытость компаний для инновационных идей и проектов более всего благоприятствует полноценной работе лидеров, их развитию и заинтересованной работе»,  - комментирует Анна Вялова, старший консультант Hay Group в России в области лидерства и развития талантов.

Культура инноваций – в основе конкурентного преимущества: в России, в Европе и во всем мире.Организации, во главе которых стоят эффективные лидеры, более активно разрушают бюрократические барьеры, с энтузиазмом воспринимают идеи молодых сотрудников и готовы реализовать рискованный проект не ради прибыли, а ради самой идеи попробовать что-то новое.

Среди компаний глобального рейтинга Топ-20, 94% с готовностью берутся за проекты, не приносящие прибыли, только чтобы протестировать новые идеи, а среди всех остальных компаний этот показатель составляет 49%. Среди Топ-10 европейских компаний так поступают 66% (60% - среди остальных). В России 68% лучших компаний для лидеров берутся за проекты не ради прибыли, а ради идеи попробовать что-то новое, а среди остальных российских компаний – лишь 57%.

«Создавая полноценную культуру инноваций и, тем самым, лучшие условия для эффективного лидерства, компании обеспечивают основу своего конкурентного преимущества. Такая закономерность убедительно подтверждается как российскими, так и зарубежными участниками нашего исследования», - говорит Анна Вялова.

Гибкость организационных структур также способствует развитию инноваций, и это подтверждается практикой лучших компаний в отношении формальных правил субординации.

90% компаний глобального рейтинга Топ-20 разрешают своим сотрудникам игнорировать правила субординации, если у тех появляются блестящие идеи, которыми они хотят поделиться с вышестоящими руководителями, а среди остальных компаний спокойно относятся к такому поведению лишь 63%. В Европе эти показатели равны 75% и 69% соответственно, а в России так поступают в 80% лучших компаний для лидеров и только в  62% остальных компаний.

Более того, 90% компаний, включенных в глобальный рейтинг Топ-20 (и только 48% остальных компаний) поощряют стремление сотрудников учиться чему-то новому и развиваться за пределами их непосредственной области ответственности. Тот же показатель в Европе в лучших компаниях для лидеров равен 67% (Топ-10) и 55% (остальные), а в России - 80% и 39% соответственно.

Руководитель практики лидерства и развития талантов в регионе Восточная Европа Агнешка Лакински говорит: «Приятно отметить, что на российском рынке многие компании в значительной мере ориентированы на развитие лидерских практик. Лидеры этих компаний не только сами открыты для новых идей, но и ожидают такого подхода к работе от всех сотрудников. Именно такие компании не только гибко реагируют на появляющиеся возможности на рынке, но и находят наиболее успешные решения для бизнеса в долгосрочной перспективе».

* * *

Рейтинг «Лучших компаний для лидеров» составляется экспертами Hay Group по результатам ежегодного исследования.

Таблица 1: Лучшие компании для лидеров в мире 

Рейтинг

Организация

1

General Electric

2

Procter & Gamble

3

IBM

4

Microsoft

5

Coca-Cola

6

McDonald's

7

Accenture

8

Wal-Mart

9

Johnson & Johnson

10

Unilever

11

Toyota

12

Nestlé

13

3M

14

Southwest Airlines

15

Exxon Mobil

16

PepsiCo

17

Siemens

18

Shell

19

Dow

20

FedEx

  

Таблица 2: Лучшие компании для лидеров в Европе 

Рейтинг

Организация

1

Unilever

2

Nestlé

3

Siemens

4

L'Oreal

5

Shell

6

Vodafone

7

ABB

8

Santander

9

Danone

10

Daimler

 

Таблица 3: Лучшие компании для лидеров в России 

Рейтинг

Организация

1

Microsoft

2

Unilever

3

Johnson & Johnson

4

British American Tobacco

5

3M