Gay-friendly работодатели. Ждет ли нас такое будущее?

В западной традиции строить обоснованные прогнозы: по результатам прошедшего года называть потенциальных лучших работодателей следующего, предоставляя соискателю возможность увидеть компанию глазами  действующих сотрудников, что особенно важно для социальных сообществ, подвергающихся притеснениям и дискриминации. В ряде западных стран подведены итоги оценки ЛГБТ-лояльных компаний*, лучших по конфиденциальному мнению их сотрудников. История этих «нетрадиционных» рейтингов зачастую куда длиннее наших самых официальных и традиционных.

В Великобритании оценку gay-friendly работодателей (The Charity's Workplace Equality Index, WEI) ежегодно с 2005 года проводит некоммерческая организация по проблемам гомосексуалистов и лесбиянок Stonewall. Рейтинг рассчитывается по результатам конфиденциальных опросов примерно 9 000 сотрудников. В первом рейтинге участие приняли 136 работодателей,  включая Министерство обороны (the Ministry of Defence). Военно-морские силы (The Royal Navy) и Морская пехота (Royal Marines) Великобритании продолжили традицию участия госструктур и присоединились в 2006 году. С 2009 в рейтинге участвуют также Военно-воздушные силы (the Royal Air Force),  Министерство обороны (MOD Police and Guards Agency) и армия (the Army). В рейтинге нынешнего года «особое признание»  получила военная контрразведка MI5 – за очевидный прогресс в рейтинге. Дебютировав в прошлом году, с 62-го места она поднялась до 30 в нынешнем.

Всего приглашение принять участие в рейтинге за 2012 год получили 1630 крупнейших британских коммерческих и государственных организаций. Первое место среди gay-friendly работодателей заняла международная консалтинговая компания Accenture. Второе место принадлежит  Gentoo (подразделение Linux). Компания также лидирует по количеству (наибольшему за все время проведения исследований) сотрудников, работающих на дому.  

Организаторы и участники Топ 100 работодателей от Stonewall считают, что с социальной точки зрения это отличный способ отметить лучшие для ЛГБТ-персонала организации. Британским геям (их количество согласно официальным данным составляет 1.7 миллионов, плюс 150 тысяч студентов) рейтинг дает возможность оценить уровень лояльности потенциального работодателя,  а в целом - составить представление о защищенности от дискриминации в обществе.  Организаторы отмечают, что уровень удовлетворенности наиболее высок в организациях, занимающих высокие места и по другим критериям оценки.
В США подобный рейтинг проводится с 2002 года в рамках Кампании за права человека (Human Rights Campaign, HRC), результаты публикует журнал The Advocate. В американском рейтинге учитывается не только лояльность работодателя к ЛГБТ-сотрудникам (не-дискриминация по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности, медицинская страховка для партнера, не зависящая от его пола, а также программы медицинской поддержки трансгедерных сотрудников и антидискриминационные меры внутри компании), но и активность общественной деятельности в данном направлении.

В рейтинге нынешнего года оценивались 900 американских компаний из 40 различных отраслей экономики. Наилучшие результаты показали юридические компании: 71 фирма получила максимальную оценку в 100 баллов, еще 41 компания набрала по 90-95 баллов. Таким образом, количество ЛГБТ-лояльных  правовых фирм возросло за год более чем в два раза. Особо показателен пример компании Foley & Lardner, рейтинг которой в 2011 году упал из-за сотрудничества с юристом, работавшим также на организацию, выступающую против однополых браков NOM (National Organization for Marriage). В 2012 году компания, уволив неблагонадежного сотрудника и публично покаявшись в ошибках прошлого, продемонстрировала наибольший прогресс в рейтинге.

Неизменный участник, с самого первого рейтинга, стабильно демонстрирующий 100-балльный результат - American Airlines  - первая  авиакомпания в мире, включившая равноправие по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в свою официальную внутреннюю политику. С 1994 года в авиакомпании существует подразделение The Rainbow Team, полностью нацеленное на изучение и обслуживание потребностей ЛГБТ-клиента. Также авиакомпания включила малый бизнес ЛГБТ-владельцев в число программ, привлекающих поставщиков для нужд авиакомпании на конкурсной основе. В результате под началом American Airlines организован сайт по комплексному обслуживанию поездок и отпусков, предлагающий не только авиабилеты, но и отели, аренду автомобиля, ски-пассы и прочие опции по специальным ценам, включая места и целые направления, где рады видеть именно геев, лесбиянок и трансгендеров. 

Среди постоянных активных участников и лидеров рейтинга действительно крупные мультинациональные корпорации, многие из которых имеют  представительства в России: American Express Co., Apple Inc., Avon Products Inc., Barclays Capital, Cisco Systems Inc., Citigroup Inc., Coca-Cola Co., Dell Inc., Deloitte LLP, Deutsche Bank, eBay Inc., Ernst & Young LLP, Ford Motor Co., GlaxoSmithKline plc, Goldman Sachs Group Inc., Google Inc., Hewlett-Packard Co., Hyatt Hotels Corp., IBM, JOHNSON & JOHNSON, McKinsey & Co. Inc., TOYOTA, Unilever.

Сотрудники российских филиалов и представительств этих компаний в большинстве своем понятия не имеют о подобной деятельности головных контор и их участии в подобных рейтингах. Очевидно, что проведение ЛГБТ-лояльной политики в современном российском обществе преждевременно, так как в общей массе не решены куда более насущные проблемы, потому и уровень толерантности оставляет желать лучшего. Остается надеяться, что постепенно российский бизнес осознает свою выгоду в предоставлении на должном уровне социальных гарантий; отечественный работодатель научится быть лояльным ко всем своим сотрудникам, уважать их права; рейтинги работодателей будут основываться на  мнении сотрудников.

А пока представительства крупных западных компаний подают пример family-friendly политики российскому бизнесу: предоставляют отличный соцпакет сотрудникам и членам их семей, реализуют программы поддержки молодых родителей, проводят "дни открытых дверей" для детей сотрудников. Ведь внимательное  отношение к личной и семейной жизни сотрудников – залог ответной лояльности сотрудника к компании и, таким образом, практически безупречный инструмент мотивации. Особенно в современных условиях мизерных государственных социальных гарантий. Баланс работы и личной жизни – формула успеха для каждого профессионала и бизнеса в целом.

Хочется с радостью отметить первых ласточек формирования family-friendly политики. В государственном секторе это Премия Правительства Москвы «Лучшее предприятие для работающих мам». В 2012 году конкурс проводился уже в пятый раз, в нем приняли участие 198 организаций, представляющих все административные округа города Москвы. По итогам конкурса определены 22 победителя в 9 номинациях, среди которых есть  «Семейная политика», «Социально-трудовые  гарантии» и  «Здоровье». Коммерческие же организации могут поделиться опытом внедрения философии family-friendly бизнеса в ходе HR-встреч «Семья и бизнес», которые проводят Группа компаний «Мир детства» и портал Recruitnet.ru - ближайшая встреча планируется на апрель 2013 года.

Станут ли наши работодатели столь продвинутыми, что начнут поддерживать сотрудников не только в семейной, но и в личной жизни - во всех ее вариациях, - покажет будущее.

 

* ЛГБТ – (англ. LGBT) — акроним, возникший в английском языке для общего обозначения сексуальных меньшинств — лесбиянок (Lesbian), геев (Gay), бисексуалов (Bisexual) и трансгендеров (Transgender).

 

Алина Чилиняк