Бесплатный сыр

Сайт Glassdoor, где пользователи обмениваются информацией о своих доходах и бенефитах, в конце 2011 года назвал десять лучших работодателей, которые оплачивают завтраки, обеды и ужины сотрудников. Google, которую в том солидном списке обошел Facebook, в 2012 году была названа лучшим работодателям по версии Fortune. И это неудивительно: помимо бесплатных завтраков, обедов и ужинов в компании оплачивают, например, массаж для сотрудников, а также автобусы, оснащенные беспроводным интернетом. Но и то, и другое, кажется, меркнет на фоне корпоративного буфета.

Накормите инженера

«Когда я работаю из дома, мне приходится самому готовить себе завтрак, обед и ужин». Эта шутка о самой распространенной жалобе сотрудников компании Google – одна из наиболее часто цитируемых.

Google впервые предложила бесплатные обеды сотрудникам в августе 1999 года. Эта мера была принята в связи с переездом в Маунтин Вью. Первоначально сотрудники компании обедали в центре Пало Альто, а в течение первых нескольких месяцев после переезда, с августа по ноябрь, в офис доставлялась готовая еда. К концу 1999-го компания наняла собственного шеф-повара – 33-летний Чарли Эйерс стал 56-м сотрудником Google, на тот момент – одним из самых старших. Чарли уже несколько лет не работает в компании, но его именем до сих пор названа одна из «станций» – обеденное помещение в Googleplex.

Первое кафе Google располагалось на первом этаже в здании по адресу 2400 Bayshore Parkway в Пало Альто. В ноябре 2003 года компания заняла значительную территорию по адресу 1600 Amphitheatre Parkway, а со временем разместилась и во всем здании под номером 42. Второе кафе разместилось в здании номер 40. Поначалу работники ходили в кафе компании SGI. Но, в отличие от персонала SGI, работникам Google питание полностью оплачивалось. Спустя несколько месяцев компания SGI съехала, и вскоре кафе, которое располагалось в здании, которое она занимала, было переименовано в честь повара, Charlie's Place. Теперь кафе Google называется Charlie's Cafe.

К 2008 году в Google было уже 17 кафе, а концу 2011 года количество «мест для питания» выросло до 25 тематических кафе, в Google появился снек-бар. Также компания стала предлагать овощные смузи (zucchini-kale detox smoothies), вокруг офиса стали расти органические овощи, которые могут собирать сотрудники компании, а вся еда, которую можно достать в компании, разделена на три категории, в соответствии с пирамидой здорового питания, разработанной Harvard School of Public Health. Зеленый цвет – можно есть в любое время, полезно (рыба, овощи, фрукты, орехи, цельнозерновые продукты), желтый – не особенно, можно иногда (красное мясо – говядина, свинина, баранина; молоко и молочные продукты), и красный – нечасто (картофель, бургеры, хот-доги, бекон, белый рис, белый хлеб, напитки с высоким содержанием сахара). Правда, не вся еда, доступная в Google, бесплатна. За пачку шоколадного печенья, скажем, вам придется заплатить $4.55, что, в общем, относительно дорого.

Подобная практика распространяется и на другие отделения, причем не только в США. Например, в Австралии сотрудникам оплачивают ланчи, а в ирландском офисе компании полностью оплаченная столовая.

Занимательный факт: в 2008 году один из шеф-поваров Google перешел на работу в Facebook. Конфликта, впрочем, не случилось: коллеги пожелали ему удачи.

Годовой паек

Несмотря на то, что IT-гигант никогда не раскрывал точных сумм, которые уходят на обеспечение бесплатного трехразового питания, очевидно, что в компании такого масштаба, как Google, речь идет о гигантской сумме.

Несмотря на всеобщий интерес, компания не разглашает ни точной, ни приблизительной суммы ежегодных расходов на питание сотрудников. Однако можно предположить, что расходы эти более чем значительны. Блогер Васант Сридхаран (Vasanth Sridharan) изучил вопрос и выяснил, что подобная инициатива должна обходиться Google по меньшей мере в $15 в день на человека за завтрак и обед, а то и все $20. Но учитывая, что компания не жалеет денег на кофе, снеки и фрукты, конечная сумма может быть и выше. К тому же в каждом из корпоративных кафе бывают посетители извне. А еще, говорят, заглядывают на ланч и работники из соседних офисов.

В общем, относительно реальных расходов компании остается только предполагать. По мнению Сридхарана, двухразовое, а иногда и трехразовое питание сотрудников может обходиться Google в $7530 за человека, или $72 млн в год. Эта цифра была получена с учетом того, что офис компании открыт 251 день в году и исходя из количества сотрудников в подразделениях, где готовят завтраки, обеды и ужины.

Кто еще?

Кто еще оплачивает обеды сотрудников? В числе работодателей, которые берут на себя расходы на питание, в IT-индустрии такие компании, как Twitter (в компании готовят завтраки и ланчи), Netflix (завтрак, ланч) и LinkedIn (ланч и ужины время от времени). Мода на корпоративное питание индустрии IT в США на время большой рецессии как будто и не прошла. Не сильно снизились во многих случаях и аппетиты рекрутеров.

В рейтинге Glassdoor, где перечислены десять лучших работодателей, которые оплачивают ланчи, помимо Google и Facebook, фигурируют еще несколько компаний, которые стали сервировать обеды для собственных сотрудников. Можно было бы думать, что подобная мера типична лишь для Кремниевой долины или, в крайнем случае, для лучших работодателей в сфере IT, но нет. Удивительно, но в числе компаний, которые сервируют лучшую еду, по версии опрошенных Glassdoor сотрудников, – финансовые организации. Например, Bloomberg (бесплатный континентальный завтрак ежедневно и снеки за счет работодателя) и международная финансовая организация Susquehanna International Group (четвертые в списке Glassdoor, бесплатный ланч ежедневно, еда для завтрака на работе за счет работодателя каждый день и что-нибудь полезное из закусок, тоже ежедневно).

На третьем месте в рейтинге Glassdoor – анимационная студия DreamWorks Animation. Говорят, что после того, как художник по спецэффектам Кайл Максвелл отправил генеральному директору Джеффри Катценбергу письмо, где сообщил о том, что в офисе не хватает панини-машины, CEO лично поблагодарил сотрудника за рациональное предложение на следующем же совещании. Компания берет на себя расходы на обеспечение «разнообразного здорового питания».

Пятая в списке – LinkedIn. За ней следуют TripAdvisor, FactSet, уже упомянутая Bloomberg и Zynga (компания-разработчик игр для социальных сетей). Замыкает десятку лучших работодателей, которые оплачивают ланчи сотрудников, Marvell Technology. Компания занимается выпуском, в частности, компьютерного «железа».

За чей счет банкет?

Не слишком ли цена, которую платит Google, высока? Даже если приблизительные расчеты и не отражают реальных расходов компании, понятно, что речь идет о гигантской сумме. Совершенно очевидно, что подобные широкие жесты по карману далеко не всем работодателям. Но в компании в первую очередь стремились обеспечить сотрудников вообще всем необходимым (наверняка почти полностью удалось), чтобы они могли сосредоточиться на главном. Побочный эффект: в 2012 году журнал Fortune назвал компанию Google лучшим работодателем.

И, конечно, репутация одного из самых лучших работодателей в мире не может не облегчать жизнь рекрутерам. Очередь из резюме на многие технические вакансии такая, что только на рассмотрении заявки порой уходят недели.  

Двухразовое, а иногда трехразовое питание – на такие траты теперь решаются далеко не все компании. Но, похоже, что бесплатная еда имеет все шансы стать стандартным предложением компаний-лидеров на рынке труда в Кремниевой долине. Во всяком случае, интерес к организации питания на территории компании и за счет работодателя растет. После того, как новым генеральным директором Yahoo! была назначена Марисса Майер, которая перешла в компанию из Google, вскоре было объявлено об одной из мер, призванных «оживить» компанию: бесплатная еда во всех внутренних кафе теперь в порядке вещей и для сотрудников Yahoo! Кто следующий?

Александра Захарова, журнал "Штат"