Крупные корпорации и успешные стартапы не жалеют сил на то, чтобы демонстрировать заботу о своих сотрудниках. Но «думать о людях» уже не просто модно – для многих теперь это мера вынужденная. «Штат» выбрал несколько примечательных идей, которые вполне реализуемы в российских условиях
Не будем лукавить: в представлении большинства руководителей идея бенефитов ограничивается страхованием жизни, оплаченным отпуском по уходу за ребенком (не во всех странах эти обязательства хотя бы частично берет на себя государство) и оплаченными же отпусками. Признаемся, что уж обманываться: далеко не все работодатели могут себе позволить дополнительные расходы на персонал.
В компании Cisco посчитали, сколько часов сотрудники тратят на личные дела, и стараются их разгрузить. Одной из мер, призванных облегчить быт персонала, стало строительство автомастерской. Гараж, открытый в штаб-квартире Cisco, расположенной в Сан-Хосе, Калифорния, работает всего два дня в неделю. Но, наверное, сотрудникам компании, приносящей десятки миллионов прибыли ежегодно, этого вполне хватает для счастья. Это, конечно, мечта: не нужно никуда нестись перед работой, главное выбрать правильный день для автосервиса. Об остальном в Cisco уже позаботились: поменять масло в машине теперь можно прямо на территории компании.
Список 100 крупнейших компаний, составляемый журналом Fortune, в этом году, также, как в предыдущем и 2008-м, снова возглавила компания Google. И если о бенефитах Google информации достаточно (чего только стоят знаменитые бесплатные завтраки, обеды и ужины), то о втором по счете фигуранте списка почти ничего не слышно. А жаль. В последние годы в тени Google незаслуженно оставался другой работодатель, SAS. В 2013 году эта компания попала на второе место в знаменитом рейтинге, а в 2010-м и 2011-м была его лидером. Производитель программного обеспечения прочно закрепился в сотне лучших работодателей Fortune: SAS держится в этом списке вот уже 16 лет.
Что же особенного делает эта компания для своих сотрудников? Бесплатные медицинские консультации на рабочем месте (четыре терапевта и десять медицинских работников на территории компании), хороший детский сад по более чем разумной цене ($410 в месяц), летние детские лагеря, корпоративная автомойка, библиотека, салон красоты, оплачиваемая на 90% работодателем страховка класса премиум, неограниченные больничные (в США количество оплачиваемых дней на больничном обычно лимитировано) и гигантский спортзал площадью свыше 6 тыс. кв. метров (66 тыс. кв. футов)... От такой щедрости захватывает дух. Неудивительно, что текучесть персонала в компании одна из самых низких в индустрии – 2%.
В SAS развивают культуру, основанную на «доверии между работниками и компанией». Автор концепции – Джим Гуднайт, один из основателей SAS и бессменный CEO, единственный за ее более чем тридцатилетнюю историю. Можно было бы ожидать, что столь значительные расходы на персонал приведут компанию к разорению, но кризисом, кажется, и не пахнет. Cейчас SAS – одна из самых крупных в мире частных компаний в сфере программного обеспечения. В 2012 году штат компании увеличился 5,6%.
Сочетать работу и семейную жизнь непросто. Все это понимают, но среди крупных игроков по-настоящему лояльных по отношению, например, к молодым родителям не так уж много. Конкуренция.
С гарантией, что даже спустя столь продолжительное время они смогут вернуться к работе в компании.
У производителей игрушек Mattel и Hasbro собственное представление о том, как должна строиться рабочая неделя сотрудников. Там взяли и отменили полный рабочий день по пятницам. Вдобавок ко всему офисы обеих американских компаний удачно расположены: штаб-квартира Mattel находится возле Манхеттен Бич а офис Hasbro в Род Айленде – недалеко от парка Линкольн Вудс.
Плавающие будни
Другой популярный подход – увеличить количество выходных и отпускных дней. Корпорация Microsoft нашла одно из самых изящных решений, которые позволяют решить проблему несовпадения праздничных дней в многонациональном коллективе. В корпорации предоставили сотрудникам самостоятельно назначать два выходных дня в году. Помимо стандартных национальных праздников, когда не работают все сотрудники компании, каждый вправе выбрать для себя дополнительные персональные праздничные дни в году. Кроме того, поощряется внушительный трудовой стаж в компании: чем он больше, тем длиннее отпуск.
Работать не покладая рук, похоже, вообще уже не очень модно. Хотя многие работодатели по-прежнему щедро награждают сотрудников за переработки, а в стартапе Ask.com решили вообще не ограничивать работников в выходных: в компании нет такой вещи, как политика в области отпусков. Их время не регламентируется вообще, потому что в компании верят, что результат от учета трудовых дней не зависит.
Похожие правила в другом стартапе, Automattic. В дополнение к медицинской страховке и оплате ежедневных дорожных расходов сотрудников, в компании также реализуют политику открытых отпусков: сотрудники могут сами выбирать количество рабочих дней в году, самостоятельно назначать выходные, брать отпуска и выбирать праздники. «Мы хотим, чтобы наши люди брали столько отпусков, сколько им нужно для общения с близкими и увлечения». Хотя офис компании расположен в Сан-Франциско, работники Automattic’s начинают свой рабочий день в разных странах – США, Болгария, Япония. Рабочее место не регламентировано, но люди, которые работают в компании, собираются вместе по меньшей мере раз в год. Последние три встречи, например, проходили в США, Мексике, Канаде и Болгарии.
Магазин игрушек
Спрос на развлечения на рабочем месте всегда был велик. Работодателей, которые стремятся угодить взрослым детям, теперь становится все больше.
Например, в офисе компании Dropbox оборудована музыкальная студия и открыты игровые комнаты. В распоряжении персонала – столы для настольного тенниса, телевидение с возможностью отложенного просмотра любимых передач и даже зал, специально оборудованный для компьютерных игр. Но самое, конечно, удивительное, что раз в неделю в офисе Dropbox устраивают Whiskey Fridays, оплачиваемые из бюджета компании.
Персоналу Twitter повезло не меньше: прямо в офисе компании открыты студии пилатеса и йоги. На этом фоне даже ежедневные завтраки и ланчи в новехоньком офисе в Сан-Франциско даже немного меркнут.
А вот сотрудников успешного стартапа Pinterest балуют гаджетами. Им разрешают покупать вообще все, что им нужно, в магазине Apple. Помимо того, что компания полностью покрывает расходы на необходимые для работы устройства, в Pinterest совершенно не возражают против того, чтобы сотрудники ходили в магазины Apple в рабочее время. Это ли не предел мечтаний?
На фоне урезания зарплат, на волне сокращений персонала и под воздействием хорошо если сдержанных, а иногда и откровенно удручающих экономических прогнозов и чашка хорошего кофе за счет работодателя – уже неплохой подарок. Но, хотя экономический спад затронул практически все компании, остались работодатели, которые все это время продолжали вкладывать в бенефиты для сотрудников и развивать корпоративные программы, призванные повысить их лояльность. В общем, есть к чему стремиться.
Александра Захарова
Журнал "Штат", №1/2013