Почему компаниям стоит развивать образовательную среду и какие инструменты можно для этого использовать рассказывает Надежда Макова, СЕО и управляющий партнер платформы «Теории и практики».
Что такое образовательная среда?
У понятия «среда» нет четкого определения, но обычно его понимают как общее окружение человека с более узкими вариантами вроде «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и др.
В рамках корпоративного обучения образовательную среду можно определить как систему влияний, условий, а также возможностей для формирования человека и развития, содержащихся в его окружении. Если говорить проще, то образовательная среда –– это все то, с чем взаимодействует человек в процессе обучения. Она возникает автоматически, однако её можно и нужно проектировать и настраивать таким образом, чтобы она точно отвечала потребностям бизнеса и корпоративной культуре компании. Компонентами среды является пространство и интерфейсы, с которыми взаимодействует обучающийся, контент, ведущий образовательного процесса и сами обучающиеся. Работая с каждым их этих четырех компонентов, можно трансформировать и улучшать образовательную среду компании.
Например, один из клиентов T&P начинает знакомить кандидатов с образовательной средой компании еще до первого дня работы. Прямо на собеседовании HR-специалист рассказывает о возможностях обучения, обсуждает прошлый учебный опыт кандидата и составляет план для дальнейшего развития в компании. Затем процесс повторяется каждые полгода, когда образовательная траектория и план обучения сотрудников обновляются — в этом процессе принимают участие сам сотрудник, его руководитель и HR. План обучения всегда должен учитывать интересы сотрудника и пересекаться с бизнес-целями компании. В результате бизнес и команда приходят к взаимовыгодному решению: сотрудники идут по учебному плану, который они выбрали сами, а компания делает для этого все необходимое. Такой подход к развитию образовательной среды обеспечивает непрерывность и многообразие обучения в компании, что важно, ведь все учатся по-разному, в разное время и в разных местах. Более того, обучение –– это не только тренинги, но и чтение книг на обеденном перерыве, обмен опытом с коллегами-экспертами, наличие и удобство использования корпоративной базы знаний и т. д.
Стоит отметить, что важным свойством среды является открытость в целях, возможностях, коммуникациях. Взаимодействие со средой должно быть обоюдным, то есть сотрудники должны видеть, что они тоже могут влиять на нее, расширяя возможности как для личного развития, так и для развития бизнеса в целом.
Что получит компания, если будет развивать открытую образовательную среду?
Помимо обеспечения своевременного повышения уровня профессиональных навыков можно выделить следующие преимущества:
Сейчас, особенно в режиме удаленной работы, этот аспект можно развивать с помощью цифровой образовательной среды. К примеру, T&P разрабатывают IT-платформу для агрегации материалов и организации обучения. Платформа имеет два ключевых преимущества:
Развитие образовательной среды способствует усилению бренда работодателя, растет мотивация к обучению, вовлеченность сотрудников и их лояльность компании и бренду работодателя.
По данным некоторых исследований возможность работать в условиях развитой образовательной среды является для кандидатов вторым по значимости фактором мотивации при поиске работы: 59% сотрудников в возрасте до 45 лет считают обучение, оплаченное работодателем, сильным мотиватором. На первом месте — денежные премии (так считают 90% опрошенных), на третьем — социальный пакет (54% опрошенных). Другие исследования также показывают, что сотрудники компаний с развитой образовательной средой и культурой работают результативнее — их продуктивность выше на 37%, на 58% выше вероятность того, что сотрудники будут обладать навыками, необходимыми в будущем, а реакция на потребности клиентов быстрее на 34% быстрее.
Какие инструменты помогут в формировании такой среды?
Саморазвитие и обучение — важная часть любого долгосрочного рабочего процесса, а структурированная система, позволяющая сотрудникам улучшать профессиональные навыки без отрыва от работы, повышает конкурентоспособность компании на российском и мировом рынках. Создание корпоративной образовательной среды — это долгий, тщательный, ресурсозатратный, но очень важный процесс, благодаря которому компания сможет оптимизировать процессы обучения, повысить мотивацию и вовлеченность сотрудников, без чего невозможно обойтись в периоды турбулентности.