На тему организационного доверия написано множество научных работ, в которых раскрывается, как оно повышает продуктивность организации за счет более эффективных коммуникаций и добровольного сотрудничества работников. Сотрудники в таких организациях чаще привержены корпоративным целям и ценностям, что повышает скорость принятия управленческих решений и облегчает управление инновациями.
Результаты исследования показали, что респонденты связывают доверие с комфортной средой коммуникаций и возможностью положиться на коллег. Так, большинство опрошенных среди главных факторов назвали соблюдение обязательств (38%) и готовность к открытому диалогу (31%). Аналогично ответили подчинённые по отношению к руководству – более 50% респондентов назвали верность слову и последовательность действий руководителя ключевыми условиями создания доверия.
Почти для четверти респондентов (23%) доверие между коллегами – это возможность излить душу без опасения утечки информации. При этом в отношениях с руководителем основные ожидания связаны прежде всего с его готовностью делиться информацией и опытом. Такой вариант ответа выбрали 22% опрошенных.
Для половины работников (50%) ощущение доверия формируется при возможности самостоятельной работы над задачей.
И наоборот, сотрудники ощущают, что им не доверяют, когда слишком часто вынуждены отчитываться о своих действиях и статусе работ (52%), а их идеи и предложения игнорируются (37%).
В ситуациях, когда между коллегами недостаточный уровень доверия, многие респонденты предпочитают избегать совместной работы (39%), второе по популярности решение – переход на более формальный режим взаимодействия (37%).
"Исследование показало важное противоречие. Респонденты испытывают потребность в открытости и возможности поделиться чем-то важным. Однако только 1 из 100 опрошенных отметил, что в условиях дефицита доверия “пытается больше узнать про работу коллеги”. Причиной часто становится непонимание, а источник непонимания – это недостаток знания. Получается, что, включая режим избегания контактов или формализма, мы лишь ещё больше отдаляемся от решения проблемы. Формируется замкнутый круг недоверия. Ключ к решению – давать коллегам обратную связь, узнавать больше об их работе, налаживать эффективные совместные процессы», – комментирует Алексей Суханов, проректор по исследованиям и инновациям СберУниверситета.
В исследовании приняли участие 18 915 сотрудников российских компаний в возрасте от 25 до 64 лет, из которых 56% – мужчины, 44% – женщины. Опрос проходил на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 15 по 19 апреля 2024.