Нина Рыжова, аналитик направления HR-консалтинга ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»
У HR-ов и менеджеров часто нет единого понимания границ ответственности за обучение и развитие персонала, повышение отдачи от сотрудников. Такая ситуация может приводить к росту напряжения и снижать эффективность совместной работы HR-департамента и руководителей отделов. Планирование и организация обучения и развития – процесс, состоящий из нескольких этапов. На каждом этапе идет открытая или неявная борьба между менеджерами и HR-специалистами.
Важно понять, как интегрировать позиции HR-специалистов и линейных менеджеров, понять, как может быть устроено их взаимодействие, и что является его основой.
По данным исследования CIPD «Learning and Development 2009», роль линейных менеджеров в реализации практик обучения и развития продолжает расти. 32% опрошенных компаний-участников исследования заявили, что обучение на рабочем месте стало использоваться чаще. 41% компаний отметили рост значимости внутренних сессий по обмену опытом. В 48% компаний линейные менеджеры стали интенсивнее использовать коучинг для развития подчиненных.
Источник: CIPD, Learning and Development 2009
Увеличивается доля внутреннего обучения, что, при условии сокращения штатной численности HR-служб, требует привлечения в качестве тренеров, в том числе линейных руководителей.
Линейные руководители несут ответственность за управление подчиненными на местах. HR-отдел - внутренний поставщик сервисов для управления персоналом. Руководители отделов и функций являются потребителями этих сервисов.
HR-ы отвечают за качество услуг, предоставляемых руководителям и рядовым сотрудникам, а не за эффективность персонала. При этом, заказывая HR-отделу программы обучения и развития для своих сотрудников, руководители стремятся достичь конкретных целей. Здесь как раз и возникает напряжение, которое можно уменьшить за счет грамотного планирования и распределения ответственности.
Ответственность при планировании и организации обучения и развития распределяется между L&D специалистами и линейными менеджерами на 5 этапах:
1. Запрос на обучение и развитие. Кто является инициатором, формулирует запрос. |
2. Уточнение потребности в обучении и развитии. Проверка, верно ли выбрано обучение, соответствует ли оно потребностям. |
3. Планирование обучения и развития. Включает в себя подбор методов обучения и развития и планирование мероприятий по оценке эффективности обучения. |
4. Реализация процедур обучения и развития. Сюда входят: проведение тренингов, планирование индивидуального развития и т.п. |
5. Контроль качества обучения и развития. В этот блок включены мероприятия по оценке эффективности, оптимизации программ обучения и развития. |
Источник: CIPD, Learning and Development 2009
Исследование изменения HR-практик ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», проведенное в ноябре 2009 - марте 2010 года, позволило выделить 3 основных фактора, на основании которых определяется потребность в обучении: заявка непосредственного руководителя – 72,5% опрошенных, результаты оценки персонала – 60,1%, пожелания сотрудников – 44,4%. При направлении на обучение сотрудников также принимаются во внимание рекомендации HR-специалистов и реальные трудности, возникающие в работе.
Источник: Исследование ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», ноябрь 2009 – март 2010[1]
Нет универсального ответа на вопрос «Кто определяет потребность в обучении?». Чтобы ответить на него, следует ориентироваться на то, кто может получить информацию о дефиците знаний или навыков, и из каких источников. Например, при организации вводного обучения, обязательного для какой-либо категории сотрудников, нет нужды вовлекать линейных менеджеров, т.к. программа вводного обучения является внутренним стандартом для всех сотрудников.
Если речь идет о профессиональных навыках, оценить уровень которых может только непосредственный руководитель, запрос, несомненно, должен исходить от него.
HR-специалисты выступают внутренними консультантами в компании. При получении запроса на обучение или развитие сотрудников важно проверить соответствие между формулировкой запроса, реальной потребностью и ожидаемым бизнес-результатом.
Например, руководитель отдела продаж может заказать HR-отделу тренинг по продажам для того, чтобы увеличить выручку. Стоимость такой программы для группы из 15 человек может достигать 200 000 рублей, в зависимости от поставщика. В условиях сокращения бюджетов важно выяснить, насколько это обучение позволит повысить объем продаж? Действительно ли причина снижения выручки в дефиците навыков продаж? Можно ли разработать план мероприятий, который позволит гарантированно повысить объем продаж только за счет обучения? Не будет ли внедрение системы мотивации на основе KPI`s более действенным в этой ситуации?
Ответственность HR-отдела – выявить истинные потребности, предложить наиболее подходящий (в т.ч. с точки зрения рационального использования бюджетов компании) метод.
Чтобы выбрать метод, необходимо зафиксировать содержание и статус цели. В рамках модели ROI, предложенной Джеком Филипсом, рассматриваются 5 уровней постановки целей и оценки эффективности их достижения в области обучения и развития персонала:
Уровень | Уровни потребностей | Масштаб цели | Пример запроса |
1. Реакция | Потребность на уровне методологии | Цели реагирования | Необходимо повысить лояльность сотрудников к внутреннему обучению |
2. Обучение | Потребность на уровне обучения | Цели обучения | Необходимо передать знания о технологии продаж |
3. Применение | Потребность на уровне выполнения | Цели применения | Необходимо обеспечить выполнение стандартов продаж в дилерских центрах |
4. Результат | Потребность на уровне бизнеса | Цели влияния | Необходимо поднять индекс удовлетворенности клиентов на 25% в течение 3 месяцев |
5. Возврат на инвестиции | Потребность в экономической отдаче | Цели ROI | Достичь в течение года показателя выгоды к затратам 2:1 в рамках новой программы обучения кол-центра |
Практика компаний РФ показывает, что наиболее распространена постановка целей на 2-4 уровнях.
Идеальный вариант, когда HR и внутренний заказчик могут до начала работы сформулировать цель проекта, определить на каком уровне она находится. Чем выше уровень цели, тем с большей вероятностью потребуются дополнительные усилия, в т.ч. выходящие за пределы мероприятий L&D. Могут потребоваться: оптимизация бизнес процессов, изменение мотивационных схем, проведение коммуникационных кампаний и т.д.
При определении уровня цели закладываются критерии оценки эффективности L&D мероприятий.
Как может развиваться диалог между HR-ом и заказчиком….. Руководитель департамента продаж: Запланируйте для нас в сентябре тренинг. Нужно научить менеджеров по продажам из Дилерского центра на юго-западе стандартам продаж. HR: Почему Вы приняли решение обучить именно этих людей именно сейчас? Руководитель департамента продаж: В этом дилерском центре больше всего упали продажи за последнее полугодие, а я в любом случае должен выполнить план. HR: Правильно ли я понимаю, что основная цель обучения – обеспечить выполнение плана продаж? Руководитель департамента продаж: Да, все верно. HR: Какие данные подтверждают, что причина падения продаж именно в незнании стандартов? Какие еще Вы видите причины?Руководитель департамента продаж: Ну, причин много. Половина сотрудников новые, они действительно не знают стандартов. Хотя в значительной степени продажи упали из-за того, что рынок упал, усилий нужно прикладывать много, а выполнение индивидуального плана это не гарантирует. Ведь, продав меньше плана, они получают только …% с каждой продажи, что в несколько раз меньше, чем % в случае выполнения плана на 100%.. HR: … Насколько проблема заключается в невыполнении стандартов продаж?Какую цель видит перед собой заказчик? Как он ее сформулировал в начале?Верно ли заказчик самостоятельно выбрал метод достижения цели? |
Не вникая в суть запроса, цели заказчика, HR-отдел может оказаться в невыгодной ситуации, когда затраченные усилия не приведут к результату и не обеспечат удовлетворенность внутреннего клиента. Именно корректная постановка цели и ее формальное утверждение позволят в конце проекта оценить, насколько качественно сработал HR-отдел.
После того, как определена цель, можно переходить к выбору методов. HR-специалисты предлагают варианты решений, уточняют у заказчика, какие трудности могут возникнуть, и как их избежать.
Как подобрать методы, чтобы достичь целей обучения и развития?
Для того чтобы снизить напряжение во взаимодействии с внутренними клиентами на этапе разработки предложения HR-специалисты могут:
1. Четче описывать услугу для внутреннего клиента - менеджера
Чрезвычайно важно говорить на языке менеджера, стараться уходить от специальной терминологии.
Задача HR-а – снять запрос менеджера и убедиться в том, что он верно сформулировал проблему. HR предлагает варианты решений, помогает выбрать наиболее адекватный целям. Принципиально делать эти шаги в диалоге с «заказчиком», по необходимости пояснять роль самого менеджера в проекте.
2. Детально фиксировать образ результата и распределение ответственности
После принципиального выбора типа решения важно сформировать архитектуру проекта, описать результаты каждого этапа и закрепить ответственность.
Например, для процедуры планирования достижений и развития, описание услуги может быть таким:
Элементы описания услуги | Пример запроса от руководителя департамента продаж |
Бизнес-задача | Обеспечить эффективное управление отделом продаж в долгосрочной перспективе. Замотивировать наиболее успешных сотрудников, показать им перспективы карьерного роста вплоть до возможности занимать руководящие позиции в департаменте продаж. |
Вариант решения, предложенных HR-департаментом | Запустить программу по работе с кадровым резервом Компании. Задачи:
|
Этапы проекта |
|
Ответственность сторон | Этап 1. Разработка критериев для включения сотрудников в кадровый резерв HR: проведение интервью с успешными руководителями отдела продаж, анализ результатов интервью, создание модели компетенций. Рук-ль: рекомендация наиболее успешных руководителей, предоставление возможности проведения интервью с ними в назначенные сроки, участие в интервью, утверждении модели компетенций и других критериев для включения в кадровый резерв, информирование сотрудников о проекте, мотивация к участию в нем. … аналогично по всем этапам проекта |
Сроки реализации услуги | Должны быть четко зафиксированы поэтапно. Важно получить согласие «заказчика» по всем срокам. |
Результат | Описан результат для каждого этапа и для проекта в целом. |
Оценка эффективности | План мероприятий по оценке эффективности проекта разрабатывается ДО старта самого проекта. Желательно фиксировать критерии эффективности поэтапно и для всего проекта в целом. |
Отдельно нужно отметить тот факт, что любой менеджер ожидает поддержки со стороны HR-функции. В
В чем линейные руководители видят для себя поддержку со стороны HR?
Поддержка | % опрошенных |
Собственное развитие | 61% |
Обеспечение подходящими задачам обучения и развития материалами | 61% |
Поддержка параметров активности в области обучения и развития | 45% |
Поддержка высшего менеджмента | 42% |
Идеи и методы из области обучения и развития | 35% |
Административная поддержка | 31% |
Источник: HRD From a Functionalist Perspective: The views of line managers
При этом большинство линейных менеджеров осознают свою роль в процессах обучения и развития:
Вовлеченность линейных менеджеров в практику обучения и развития (да/нет, %) | Влияние практики на эффективность бизнеса (1 – наиболее значимые, 5 – наименее значимые) | |
Командные брифинги и коммуникации | 89% | 2,77 |
Определение потребности в обучении | 85% | 3,26 |
Оценка исполнения | 84% | 3,21 |
Обеспечение участия сотрудников в процедурах обучения и развития | 80% | 3,32 |
Оценка тренинга | 71% | 3,57 |
Ответственность за поддержку процессов обучения и развития | 67% | 3,63 |
Введение в должность новых сотрудников | 66% | 2,58 |
Источник: HRD From a Functionalist Perspective: The views of line managers
Кто несет ответственность непосредственно за реализацию мероприятий в области обучения и развития? Кто контролирует качество?
Контроль качества услуг, предоставляемых HR-подразделением, часто носит хаотичный, субъективный характер. Попытки структурировать оценку качества HR-услуг двигаются в двух направлениях:
1. Разработка общего положения, регламентирующего услуги HR-отдела «Human Resources Service Level Agreement». Обычно такие положения создаются HR-отделами в крупных компаниях для внутреннего пользования. В данном положении описаны все услуги, которые оказывает HR-отдел. Для каждой услуги определены и описаны: перечень потребителей, содержание услуг, роль HR-отдела и роль заказчика.
2. Разработка критериев оценки качества HR-услуг под конкретный проект, согласование их с заказчиком.
В одной из крупных российских дистрибуторских компаний все сотрудники отдела продаж проходят цикл вводного обучения. Оно состоит из нескольких блоков, которые группируются в:
Ответственность за качество проводимого обучения некоторое время была камнем преткновения между линейными менеджерами и L&D специалистами. В итоге было принято решение о том, что за содержание специального обучения из-за сложности продукта и широкого ассортимента несут ответственность эксперты – руководители отдела продаж. Решение о распределении ответственности выглядело таким образом В результате:
|
Необходимо на старте L&D мероприятий думать о зонах ответственности, и их распределении, только такой подход позволит сдать систему обучения прозрачной для всех участников и эффективной. И это вне сомнений – 100% ответственности HR.
[1] В опросе приняли участие HR-менеджеры более 150 компаний РФ и Украины. Цель исследования – отобразить изменения в HR-практиках во второй половине
Журнал "Штат", №10/2010