Менеджеры vs HR-ы. Кто ответственный за обучение персонала?

 

 

МЕНЕДЖЕРЫ vs HR-ы. Кто  ответственный за обучение персонала?

Нина Рыжова, аналитик направления HR-консалтинга ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»

У HR-ов и менеджеров часто нет единого понимания границ ответственности за обучение и развитие персонала, повышение отдачи от сотрудников. Такая ситуация может приводить к росту напряжения и снижать эффективность совместной работы HR-департамента и руководителей отделов. Планирование и организация обучения и развития – процесс, состоящий из нескольких этапов. На каждом этапе идет открытая или неявная борьба между менеджерами и HR-специалистами.  

Важно понять, как интегрировать позиции HR-специалистов и линейных менеджеров, понять, как может быть устроено их взаимодействие, и что является его основой.

По данным исследования CIPD «Learning and Development 2009», роль линейных менеджеров в реализации практик обучения и развития продолжает расти. 32% опрошенных компаний-участников исследования заявили, что обучение на рабочем месте стало использоваться чаще. 41% компаний отметили рост значимости внутренних сессий по обмену опытом. В 48% компаний линейные менеджеры стали интенсивнее использовать коучинг для развития подчиненных.  

Как изменилась частота использования практик в области обучения и развития в течение 2 лет в Вашей организации?

Источник: CIPD, Learning and Development 2009

Увеличивается доля внутреннего обучения, что, при условии сокращения штатной численности HR-служб, требует привлечения в качестве тренеров, в том числе линейных руководителей.

Линейные руководители несут ответственность за управление подчиненными на местах. HR-отдел - внутренний поставщик сервисов для управления персоналом. Руководители отделов и функций являются потребителями этих сервисов.

HR-ы отвечают за качество услуг, предоставляемых руководителям и рядовым сотрудникам, а не за эффективность персонала. При этом, заказывая HR-отделу программы обучения и развития для своих сотрудников, руководители стремятся достичь конкретных целей. Здесь как раз и возникает напряжение, которое можно уменьшить за счет грамотного планирования и распределения ответственности.

Ответственность при планировании и организации обучения и развития распределяется между L&D специалистами и линейными менеджерами на 5 этапах:

1. Запрос на обучение и развитие. Кто является инициатором, формулирует запрос.

2. Уточнение потребности в обучении и развитии. Проверка, верно ли выбрано обучение, соответствует ли оно потребностям.

3. Планирование обучения и развития. Включает в себя подбор методов обучения и развития и  планирование мероприятий по оценке эффективности обучения.

4. Реализация процедур обучения и развития. Сюда входят: проведение тренингов, планирование индивидуального развития и т.п.

5. Контроль качества обучения и развития. В этот блок включены мероприятия по оценке эффективности, оптимизации программ обучения и развития.

Кто формулирует запрос на обучение и развитие? Уже на этом этапе HR и руководитель могут схватиться за «перетягивание» или «перебрасывание» каната ответственности. По данным упомянутого исследования CIPD, 40% опрошенных полагают, что L&D специалисты определяют потребности в обучении и развитии (снижение на 9% по сравнению с 2008 г.). 68% респондентов считают, что ответственность за эти процессы несут руководители разного уровня, и только 22% - что ответственность остается за самими работниками/обучаемыми.

Источник: CIPD, Learning and Development 2009

Исследование  изменения HR-практик ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», проведенное в ноябре 2009 - марте  2010 года, позволило выделить 3 основных фактора, на основании которых определяется потребность в обучении: заявка непосредственного руководителя – 72,5% опрошенных, результаты оценки персонала – 60,1%, пожелания сотрудников – 44,4%. При направлении на обучение сотрудников также принимаются во внимание рекомендации HR-специалистов и реальные трудности, возникающие в работе.

Источник: Исследование ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», ноябрь 2009 – март 2010[1]

Нет универсального ответа на вопрос «Кто определяет потребность в обучении?».  Чтобы ответить на него,  следует ориентироваться на то, кто может получить информацию о дефиците   знаний или навыков, и из каких источников. Например, при организации вводного обучения, обязательного для какой-либо категории сотрудников, нет нужды вовлекать линейных менеджеров, т.к. программа вводного обучения является внутренним стандартом для всех сотрудников. 

Если речь идет о профессиональных навыках, оценить уровень которых может только непосредственный руководитель, запрос, несомненно, должен исходить от него.

 Кто проверяет корректность запроса, отвечает за подбор методов и технологий?

HR-специалисты выступают внутренними консультантами в компании. При получении запроса на обучение или развитие сотрудников важно проверить соответствие между формулировкой запроса, реальной потребностью и ожидаемым бизнес-результатом.

Например, руководитель отдела продаж может заказать HR-отделу тренинг по продажам для того, чтобы увеличить выручку. Стоимость такой программы для группы из 15 человек может достигать 200 000 рублей, в зависимости от поставщика. В условиях сокращения бюджетов важно выяснить,  насколько это обучение позволит повысить объем продаж? Действительно ли причина снижения выручки в дефиците навыков продаж? Можно ли разработать план мероприятий, который позволит гарантированно повысить объем продаж только за счет обучения? Не будет ли внедрение системы мотивации на основе KPI`s более действенным в этой ситуации?

Ответственность HR-отдела – выявить истинные потребности, предложить наиболее подходящий (в т.ч. с точки зрения рационального использования бюджетов компании) метод.

Чтобы выбрать метод, необходимо зафиксировать содержание и статус цели.  В рамках модели ROI, предложенной Джеком Филипсом, рассматриваются 5 уровней постановки целей и оценки эффективности их достижения в области обучения и развития персонала:

Уровень

Уровни потребностей

Масштаб цели

Пример запроса

1. Реакция

Потребность на уровне методологии

Цели реагирования

Необходимо повысить лояльность сотрудников к внутреннему обучению

2. Обучение

Потребность на уровне обучения

Цели обучения

Необходимо передать знания о технологии продаж

3. Применение

Потребность на уровне выполнения

Цели применения

Необходимо обеспечить выполнение стандартов продаж в дилерских центрах

4. Результат

Потребность на уровне бизнеса

Цели влияния

Необходимо поднять индекс удовлетворенности клиентов на 25% в течение 3 месяцев

5. Возврат на инвестиции

Потребность в экономической отдаче

Цели ROI

Достичь в течение года показателя выгоды к затратам 2:1 в рамках новой программы обучения кол-центра

Практика компаний РФ показывает, что наиболее распространена постановка целей на 2-4 уровнях.

Идеальный вариант, когда HR и внутренний заказчик могут до начала работы сформулировать цель проекта, определить на каком уровне она находится.  Чем выше уровень цели, тем с большей вероятностью потребуются дополнительные усилия, в т.ч. выходящие за пределы мероприятий L&D. Могут потребоваться: оптимизация бизнес процессов, изменение мотивационных схем, проведение коммуникационных кампаний и т.д.

При определении уровня цели закладываются критерии оценки эффективности L&D мероприятий.  

Как может развиваться диалог между HR-ом и заказчиком…..

Руководитель департамента продаж: Запланируйте для нас в сентябре тренинг. Нужно научить менеджеров по продажам из Дилерского центра на юго-западе стандартам продаж.

HR: Почему Вы приняли решение обучить именно этих людей именно сейчас?

Руководитель департамента продаж: В этом дилерском центре больше всего упали продажи за последнее полугодие, а я в любом случае должен выполнить план.

HR: Правильно ли я понимаю, что основная цель обучения – обеспечить выполнение плана продаж?

Руководитель департамента продаж: Да, все верно.

HR: Какие данные подтверждают, что причина падения продаж именно в незнании стандартов? Какие еще Вы видите причины?Руководитель департамента продаж: Ну, причин много. Половина сотрудников новые, они действительно не знают стандартов. Хотя в значительной степени продажи упали из-за того, что рынок упал, усилий нужно прикладывать много, а выполнение индивидуального плана это не гарантирует. Ведь, продав меньше плана, они получают только …% с каждой продажи, что в несколько раз меньше, чем % в случае выполнения плана на 100%..

HR: …

Насколько проблема заключается  в невыполнении стандартов продаж?Какую цель видит перед собой заказчик? Как он ее сформулировал в начале?Верно ли заказчик самостоятельно выбрал метод достижения цели? 

Не вникая в суть запроса, цели заказчика, HR-отдел может оказаться в невыгодной ситуации, когда затраченные усилия не приведут к результату и не обеспечат удовлетворенность внутреннего клиента. Именно корректная постановка цели и ее формальное утверждение позволят в конце проекта оценить, насколько качественно сработал HR-отдел.

После того, как определена цель, можно переходить к выбору методов. HR-специалисты предлагают варианты решений, уточняют у заказчика, какие трудности могут возникнуть, и как их избежать.

Как подобрать методы, чтобы достичь целей обучения и развития?

Для того чтобы снизить напряжение во взаимодействии с внутренними клиентами на этапе разработки предложения HR-специалисты могут:

1.      Четче описывать услугу для внутреннего клиента - менеджера

Чрезвычайно важно говорить на языке менеджера, стараться уходить от специальной терминологии.

Задача HR-а – снять запрос менеджера и убедиться в том, что он верно сформулировал проблему. HR предлагает варианты решений, помогает выбрать наиболее адекватный целям. Принципиально делать эти шаги в диалоге с «заказчиком», по необходимости пояснять роль самого менеджера в проекте.

2.      Детально фиксировать образ результата и распределение ответственности

После принципиального выбора типа решения важно сформировать архитектуру проекта,  описать результаты каждого этапа и закрепить ответственность.

Например, для процедуры планирования достижений и развития, описание услуги может быть таким:

Элементы описания услуги

Пример запроса от руководителя департамента продаж

Бизнес-задача

Обеспечить эффективное управление отделом продаж в долгосрочной перспективе.

Замотивировать наиболее успешных сотрудников, показать им перспективы карьерного роста вплоть до возможности занимать руководящие позиции в департаменте продаж.

Вариант решения, предложенных HR-департаментом

Запустить программу по работе с кадровым резервом Компании. Задачи:

  • Формирование кадрового резерва на управленческие позиции
  • Повышение личной эффективности за счет ввода индивидуальных планов развития

Этапы проекта

  • Разработка критериев для включения сотрудников в кадровый резерв (в т.ч. модели компетенций руководителей отделов департамента продаж)
  • Разработка процедуры отбора кандидатов в кадровый резерв. Методы: групповой центр оценки на основе модели компетенций, ….
  • Проведение отбора, формирование индивидуальных планов развития
  • Поддержка сотрудников в ходе реализации индивидуальных планов развития
  • Контроль выполнения индивидуальных планов развития
  • Принятие кадровых и управленческих решений по результатам выполнения индивидуальных планов развития
  • Оценка эффективности проекта «Кадровый резерв»

Ответственность сторон

Этап 1. Разработка критериев для включения сотрудников в кадровый резерв

HR: проведение интервью с успешными руководителями отдела продаж, анализ результатов интервью, создание модели компетенций.

Рук-ль: рекомендация наиболее успешных руководителей, предоставление возможности проведения интервью с ними в назначенные сроки, участие в интервью, утверждении модели компетенций и других критериев для включения в кадровый резерв, информирование сотрудников о проекте, мотивация к участию в нем.

… аналогично по всем этапам проекта

Сроки реализации услуги

Должны быть четко зафиксированы поэтапно. Важно получить согласие «заказчика» по всем срокам.

Результат

Описан результат для каждого этапа и для проекта в целом.

Оценка эффективности

План мероприятий по оценке эффективности проекта разрабатывается ДО старта самого проекта. Желательно фиксировать критерии эффективности поэтапно и для всего проекта в целом.

Отдельно нужно отметить тот факт, что любой менеджер ожидает поддержки со стороны HR-функции. В 2007 г. Sandra Watson и Gillian A. Maxwell провели исследование представлений менеджеров об их роли и зонах ответственности в практике обучения и развития персонала. В исследовании приняли участие 328 линейных менеджеров сети отелей Hilton, Великобритания.

В чем линейные руководители видят для себя поддержку со стороны HR?

Поддержка

% опрошенных

Собственное развитие

61%

Обеспечение подходящими задачам обучения и развития материалами

61%

Поддержка параметров активности в области обучения и развития

45%

Поддержка высшего менеджмента

42%

Идеи и методы из области обучения и развития

35%

Административная поддержка

31%

Источник: HRD From a Functionalist Perspective: The views of line managers

При этом большинство линейных менеджеров осознают свою роль в процессах обучения и развития:

 

Вовлеченность линейных менеджеров в практику обучения и развития (да/нет, %)

Влияние практики  на эффективность бизнеса (1 – наиболее значимые, 5 – наименее значимые)

Командные брифинги и коммуникации

89%

2,77

Определение потребности в обучении

85%

3,26

Оценка исполнения

84%

3,21

Обеспечение участия сотрудников в процедурах обучения и развития

80%

3,32

Оценка тренинга

71%

3,57

Ответственность за поддержку процессов обучения и развития

67%

3,63

Введение в должность новых сотрудников

66%

2,58

Источник: HRD From a Functionalist Perspective: The views of line managers

Кто несет ответственность непосредственно за реализацию мероприятий в области обучения и развития? Кто контролирует качество?

Контроль качества услуг, предоставляемых HR-подразделением, часто носит хаотичный, субъективный характер. Попытки структурировать оценку качества HR-услуг двигаются в двух направлениях:

1. Разработка общего положения, регламентирующего услуги HR-отдела «Human Resources Service Level Agreement». Обычно такие положения создаются HR-отделами в крупных компаниях для внутреннего пользования. В данном положении описаны все услуги, которые оказывает HR-отдел. Для каждой услуги определены и описаны: перечень потребителей, содержание услуг, роль HR-отдела и роль заказчика.

2. Разработка критериев оценки качества HR-услуг под конкретный проект, согласование их с заказчиком.

 

В одной из крупных российских дистрибуторских компаний все сотрудники отдела продаж проходят цикл вводного обучения. Оно состоит из нескольких блоков, которые группируются в:

  • Общеорганизационные адаптационные программы, основная задача которых проинформировать о структуре и особенностях организационной культуры Компании.
  • Программы для специалистов отдела продаж (обучение ассортиментной матрице, передача стандартов взаимодействия с клиентами и т.п.).

Ответственность за качество проводимого обучения некоторое время была камнем преткновения между линейными менеджерами и L&D специалистами.

В итоге было принято решение о том, что за содержание специального обучения из-за сложности продукта и широкого ассортимента несут ответственность эксперты – руководители отдела продаж.  

Решение о распределении ответственности выглядело таким образом

В результате:

  • Снизилось напряжение между руководителями отдела продаж и HR-специалистами
  • Повысилось качество программ обучения для специалистов отдела продаж за счет: поддержания актуального контента, постоянного дополнения информации из кейсов «с полей»

Необходимо на старте L&D мероприятий думать о зонах ответственности,  и их распределении, только такой подход позволит сдать систему обучения прозрачной для всех участников и эффективной. И это вне сомнений – 100% ответственности HR.



[1] В опросе приняли участие HR-менеджеры более 150 компаний РФ и Украины. Цель исследования – отобразить изменения в HR-практиках во второй половине 2009 г. и планы компаний на 2010 г.

 

Журнал "Штат", №10/2010