Поведение человека во время приступа агрессии зависит от его воспитания, опыта, ценностей и от того, как он в целом управляет своими эмоциями. Последнее, в зависимости от темперамента, одним удается легче, а другим труднее. Вам приходилось встречать людей, которые в приступе гнева взрываются как вулкан, потом достаточно быстро приходят в себя и способны извиниться перед окружающими, что не смогли сдержать себя? Также есть люди, которые в манипулятивных целях могут разыграть приступ агрессии, при этом реально не испытывая эмоций такой интенсивности.
Агрессия на рабочем месте может быть причиной конфликтов, нарушать рабочую атмосферу и парализовывать деятельность целых подразделений. В деловой среде давно пришли к выводу, что в целях повышения производительности труда и создания благоприятной для работы психологической атмосферы важно уметь контролировать эмоции и коммуницировать конструктивно, то есть не задевая друг друга. Для этого вводятся кодексы поведения на рабочем месте, правила деловой коммуникации. Компании тратят огромные средства на тренинги эффективной коммуникации – на них сотрудники учатся взаимодействовать конструктивно, предотвращая возникновение агрессии. Очень помогает навык конструктивной обратной связи, когда коллеги и руководители способны оперативно обмениваться мнениями по актуальным деловым вопросам, что предотвращает возникновение неконтролируемых эмоциональных состояний. И если руководство действительно озабочено климатом в коллективе, то сотрудников, которые позволяют себе взрываться в офисе, можно депремировать на основании нарушения корпоративного кодекса делового поведения. Когда я работала директором по персоналу, мне приходилось помогать сотрудникам управлять агрессией, в том числе и через депремирование. Отлично работает.
В коучинге с топ-менеджерами тема коммуникации сильных эмоций возникает достаточно часто. Люди быстро делают карьеру и не успевают перестроить свои коммуникативные привычки. То, что приемлемо и, может быть, даже необходимо при руководстве сотрудниками склада, не будет работать в команде менеджеров. Кроме того, руководителям, имеющим опыт работы в компаниях с разной корпоративной культурой и разными коммуникативными стереотипами, бывает трудно общаться друг с другом. Контролировать вспышки агрессии сложнее, если в дело вмешиваются профессиональные амбиции. Поэтому в крупных компаниях, когда готовят существенное повышение руководителя, его обеспечивают личным коучем, который помогает пережить переходный период с меньшими потерями для репутации и будущей карьеры.
Евгения Варламова, кандидат психологических наук, бизнес-коуч Центра креативного лидерства (ССL)