Благодаря ресурсу “Рекуклет” мне удалось побывать на очередной конференции журнала “Штат”, посвященной одной из сложнейших и в то же время интересных тем — «Лидерство. Концепции. Лучшие практики развития лидеров и управленцев». Рада представить Вашему вниманию обзор нескольких выступлений.
Секцию открывал Станислав Краузе, партнер Института Адизеса. Докладчик презентовал методологию института в части развития лидерства, его выступление называлось “Лидерство на этапе быстрого роста”. Не раскрывая всех консалтинговых “know-how” института, господин Краузе обратил наше внимание на исключительную роль Лидера в рамках продвижения компании к успеху.
В первую очередь, было сказано несколько слов о появлении самого термина “лидерство” в нашем бизнес-обиходе. История берет начало со слова “администрирование” и связана с созданием первых школ MBA. Далее ключевое понятие реформируется в “менеджмент” (соответственно, в это время учебные заведения становятся высшими школами менеджмента). Затем пальма первенства перешла к формулировке “executive”, или “топ”. И уже позже во главу угла становится собственно “лидерство”. Так каким же образом можно определить это явление? Не будем приводить сейчас многочисленные формулировки — однако постараемся прокомментировать эволюционный путь, описанный выше.
Общим знаменателем первых трех терминов является постулат о том, что один индивидуум может управлять организацией. Этот так называемый risk-taker действует в единственном лице. Однако в реальности сложно себе представить идеального менеджера, который может решить все проблемы — такого уникального персонажа просто не существует.
Соответственно, возникает необходимость собирать команду разных людей, которые будут управлять компанией. Но из-за этих различий образуются конфликты — как затратные по энергии, так и эффективные (конструктивные). Чтобы понять, как действовать в этих условиях, представим себе компанию в виде руки. Тогда пальцы образуют команду, и большой палец — это так называемая модель лидера, который жизненно необходим этой компании. Лидер нужен для того, чтобы, посредством взаимодействия с ним, различия имели возможность работать вместе.
По утверждению доктора Ицхака Адизеса, основателя этой методологии, для достижения синергетического эффекта в организации должна царить атмосфера взаимного уважения и доверия. И за этой формулировкой стоит не просто красивая метафора, но реально работающие принципы. Здесь уважение — это признание суверенного права другого человека думать иначе. А доверие — условие, когда к человеку можно повернуться спиной, потому что тот разделяет те же интересы.
Для дальнейшего понимания, как же компании прийти к успеху, примем некоторые аксиомы:
1. Изменения есть всегда, и со временем они нарастают.
Взаимное уважение и доверие как раз и является способом разрешить эти конфликты.
Итак, формула успеха будет выглядеть следующим образом:
То есть успех напрямую привязан к количеству энергии, направленной наружу (то, что можно назвать маркетингом), и имеет обратную зависимость от затрат энергии на преодоление внутренней дезинтеграции (например, неопределенности в распределении полномочий, в структуре).
Необходимо отметить, что в любой момент времени энергия системы фиксирована и распределяется предсказуемо: сначала на внутренние противоречия, а затем только остатки ее направляются на внешние факторы. Соответственно, чем большее количество ресурсов тратится на внутреннюю борьбу, тем меньше сил остается компании для достижения внешних целей.
Взаимное уважение и доверие как раз позволяют снизить затраты на внутренние конфликты: в такой обстановке нет необходимости в излишнем контроле и перепроверке, минимизируется вероятность дублирования функций и пр.
Как создать культуру взаимного уважения и доверия? Здесь решающую роль играют следующие факторы:
“Если вы позволите, люди утопят вас в идеях” / Лао Цзы
Второе выступление секции — “Лидерство как выбор” — было представлено Ириной Прониной, руководителем T&D Сбербанка РФ, и посвящено программе развития лидеров для среднего и высшего менеджмента.
Начать стоит с того, что программа, о которой пойдет речь, существует не в отрыве от остальных обучающих мероприятий Сбербанка, а гармонично дополняется ими. На продолжении обучения и сделан был акцент в презентации.
Кстати, одним из самых свежих хронологически проектов компании, представленных Ириной (и о котором мне также хотелось бы упомянуть), является внутренний конкурс бизнес-тренеров. Здесь участие принимали сами сотрудники банка, которые проводят обучение по той или иной тематике внутри команды. Задачей являлась разработка однодневного тренинга, и результатом акции явился запуск еще ряда обучающих программ.
Итак, если рассматривать задачи T&D-департамента в комплексе, то появляется необходимость ответить на ключевой вопрос — “Как?” Как помочь научиться?
По мнению докладчика, здесь следует сосредоточиться на ряде факторов:
Программа “Лидерство как выбор” ориентирована на верхнюю часть структурной пирамиды — на членов правления, директоров департаментов и управлений. Но обучение не ограничивается “классическим” набором тренингов, направленных на развитие лидерских компетенций. И, отвечая на вопрос, как действовать дальше, после прохождения обучения, T&D-специалисты разрабатывают целую систему сопровождения и дальнейшего повышения квалификации менеджеров:
1. Посттренинговая программа “Фитнес для лидера” представляет собой серию дискуссионно-развивающих сессий длительностью 4 часа. Здесь происходит обсуждение, что из пройденного на тренинге получилось осуществить; где возникли сложности и пр.
Ряд тематик, которым посвящены такие встречи: ориентация на результат, управление проектами, построение отношений, командное лидерство, современный менеджмент в условиях изменений.
Третья презентация была, пожалуй, наиболее философско-насыщенной, что не упрощает задачу, которая стояла передо мной — представить обзор этого выступления. Выражая искреннее профессиональное и личное уважение к спикеру, постараюсь описать ключевые моменты темы, представленной Верой Елисеевой, Директором по организационному развитию “Связной-Банк” — “Лидерство в XXI веке”.
Как точно подметила сама Вера, выступления на этой секции имели хронологически корректную последовательность. Станислав Краузе посвятил свою презентацию методикам института Адизеса, испытанным уже в течение немалого количества времени; Ирина Пронина повествовала о лидерских обучающих программах, реализуемых в данный момент. Соответственно, третья презентация освещала ряд тенденций и возможных перспектив развития самой концепции лидерства.
Для дальнейшего понимания актуальных направлений развития лидерства, можно выделить три группы людей: собственно лидеры, ведомые и независимые. Здесь мы не без удивления отмечаем, что потребность в представителях первой группы, в отличие от недавнего прошлого, сдает позиции: лидеры, в общепринятом их понимании, по какой-то причине нужны все меньше. Первые позиции в поле нашего внимания занимают независимые индивидуумы.
Здесь стоит развести понятия «менеджер» и «лидер»: первый занимается тем, что развивает существующую парадигму. Второй же призван ломать привычную картину, нарушать рамки. Лидер — тот, кто рискует.
Задаваясь неизбежным вопросом “Что будет с лидерством?”, докладчица обращалась к различным источникам информации. Так, результаты одного из исследований иллюстрируют мотивацию людей в бизнесе, влияние различных факторов на удовлетворенность жизнью.
Любопытно следующее наблюдение:
Сопоставляя фрагментарный и системный подход, обращаем внимание на то, что во главу угла ставится “органическое” обоснование многим аспектам функционирований компаний. Так, в противовес рассмотрению работы организации как суммы усилий ее подразделений, нам становится важна устойчивость системы в целом, пребывание в гармонии с окружающим миром. Так же, если речь идет о необходимости внести исправления в работу — мы не будем принимать точечных решений (проще говоря — “уволить виновных”), но рассмотрим проблему на более глобальном уровне организационных противоречий. Если мы привыкли измерять KPI, то сейчас становится очевидным, что измерению поддается всего порядка 5% важных для нас параметров. Компании неизбежно уходят от модели тоталитарной структуры, отдавая предпочтение развитию подобно сетям или живым организмам.
И те же тенденции характерны для вопроса, которому посвящена представленная конференция: если ранее ставка делалась на лидерство в его классическом проявлении, то сейчас в этом явлении важнее то, что каждый способен быть лидером для самого себя.
Рассмотрим лидера в процессе его постоянного изменения и совершенствования. Наиболее сильное влияние на функционирование бизнеса наблюдается у лидеров высоких ступеней развития, с их характерными интересами и склонностями — у того, кого можно назвать индивидуалистами (равенство, новшество, широта охвата), стратегами (актуализация, построение новых рамок) иалхимиками (трансформация, интеграция). Эти типы привносят в компании ряд общих преимуществ:
Таким образом, тема, обозначенная на конференции и на этой секции, в частности, — развитие лидерства — должна и будет иметь продолжение в рамках каждой компании, которой не безразличны собственные позиции в условиях конкурентной борьбы.
Наталья Дворецкая