Кто выиграет в войне за качественных Миллениумов?

Евгения Шамис, генеральный директор компании «Персонал Тач»

Словосочетание Brand Awareness  или «знание бренда работодателя» сейчас широко используется  в мировом бизнес-диалоге: современные компании хотят, чтобы мы знали не только их продукты и сервисы, но и воспринимали их самих как бренды – т.е. как привлекательное место для работы и даже более того, для жизни. Причина этого проста: конкуренция за людей обострилась, началась «глобальная война», выигрышем в которой являются талантливые, высококвалифицированные инициативные специалисты, потенциальные или уже зарекомендовавшие себя руководители, лидеры – т.е. именно те, кто даст толчок новому этапу развития компаний.

В России тема привлекательности работодателя стала популярна в последние несколько лет, причем в самых разных отраслях – в производственных компаниях, банковском секторе, сфере аудита и управленческого консалтинга, в IT-индустрии, в творческих специальностях. Особенно актуальной она стала, когда компании столкнулись с дефицитом молодых сотрудников - представителей поколения Миллениум. РУСАЛ, Unilever, Mars, консалтинговые компании «большой четверки» рекрутируют молодых специалистов уже со второго-третьего курса. В случае с IT-компаниями (Yandex, Microsoft, Google) речь часто идет даже о первом курсе. Добавляем сюда компании малого и среднего бизнеса, которые тоже включаются в этот диалог, а также стремление всех компаний «получить лучших» – и градус конкурентности значительно возрастает. Хотя в масштабе России идет еще не «война», а активная «борьба» за молодежь-Миллениумов.

Что же это за поколение?  В России представители поколения Миллениум (другое распространенное название  - поколение Y) родились с 1985 по 2000 год. Позднее, чем в странах Западной Европы и США – там Миллениумы появляются с 1982 года. Представители этого поколения первыми заканчивают школу в новом тысячелетии – поэтому их и называют Миллениумы.

Каждое поколение отличают определенные ценности, которое представители этого поколения проявляют в течение всей жизни.  Для Миллениумов характерны «уверенность в себе» и «общение на равных», и это прямо-таки «заводит» представителей поколения Х (нынешних 30-40-летних) – они не могут понять, почему молодежь так гиперспокойно ведет себя. Что еще важно для поколения Y:

- «улучшать мир и среду вокруг себя» (и это не пустые слова, как считают представители других поколений),

- «получение результатов» (плюс понимание, как действовать для этого),

- «попробовать все возможности».  

Как компаниям быть более понятными, выглядеть более привлекательными для Миллениумов? Вот несколько рецептов:

1.      Показывать компанию «через людей». Миллениумам важно видеть конкретных людей – тех, кто работает в этой компании. Например, на интервью можно приглашать разных сотрудников, с кем потом предстоит работать. Или использовать видео-общение с кандидатами-Миллениумами: интересоваться их жизнью и отвечать на вопросы, которые важны Миллениумам, причем быстро – в режиме реального времени.

2.      Показать, что в компании есть возможность прямого общения с мудрыми людьми (это поколение называет таких людей «wise people»). Продемонстрировать, что они смогут легко общаться и взаимодействовать с руководителями разных уровней. Участвовать в этом процессе должны не только HR, но и менеджеры – вплоть до директоров компании. Вариант взаимодействия может выглядеть так: «Сегодня потенциальные кандидаты, те, кто хочет стать частью нашей компании, могут задать вопросы генеральному директору в видео-чате с 15.00 до 17.00». 

3.      Показывать, что в компании есть возможность предлагать свои идеи, и эти идеи будут услышаны.

4.      Быть более позитивными, оптимистичными и отражать это в материалах для Миллениумов.  Поколение Y формировалось в условиях роста и  общего оптимизма по поводу улучшения ситуации в России. Будучи оптимистами, они ждут позитива и от компаний, в которых они планируют работать.

5.      Показывать свой вклад и влияние на Россию и мир – взаимосвязь работы людей с результатами развития компании, страны, мира. Все время выстраивать такие долгосрочные связки.

6.      Адаптировать свои маркетинговые материалы с учетом ценностей поколений. У поколения есть свой визуальный образ, свой язык, который отличается от языка других поколений.

7.      Использовать социальные сети и форумы в интернете не только для распространения информации, но и для прямого общения. Обсуждать важные для Миллениумов вопросы как достигать личных целей, как расти и развиваться, как стать хорошим руководителем, как быть ответственным человеком, как подготовиться к интервью, как подготовить хороший отчет для руководителя, как управлять деньгами.

8.      Привлекать самих представителей этого поколения для создания и подготовки материалов, направленных на привлечение Миллениумов. Они станут отличными «переводчиками» на язык своего поколения и помогут повысить знание бренда компании у других. Одно из интересных решений: привлекать Миллениумов как спикеров, чтобы они рассказывали о вашей компании,  о вопросах и вызовах – которые стоят перед ней и перед отраслью.  Например, американская компания The Texas Dow Employees Credit Union проводит конкурс среди Миллениумов: молодые люди изучают деятельность компании в штате, а затем участвуют в конкурсе, рассказывая истории про это. Победители становятся спикерами – лицом компании - и общаются потом с другими представителями своего поколения – клиентами и сотрудниками компании.

В заключение приведем цитату из интервью с типичным Миллениумом:

- Как узнать хорошего работодателя?

- Поговорив с людьми из этой компании, хочется прийти сюда на работу.