Краудсорсинг очень молод как явление – свое официальное название он получил в 2006 году благодаря писателю Дфеффу Хауи и редактору журнала «Wired» Марку Робинсону. Дословно краудсорсинг переводится как «использование ресурсов толпы», и Широкое применение он получил на Западе: такие киты бизнеса как «Procter & Gamble», «Starbucks», «Windows», «Ford», «Facebook» реализовали так не один проект...
Что же это? Краудсорсинг – это возможность решать бизнес-задачи не ресурсами высокооплачиваемых специалистов, а путем привлечения к проекту бесплатно или за небольшие деньги пользователей бренда. Это может касаться нейминга, разработки дизайна упаковки, и даже новых сервисов и сюжетов компьютерных игр. Кроме этого, в бизнесе краудсорсинг очень часто является инструментом для экономии бюджета на маркетинговые исследования и при этом более глубокого понимания своего потребителя.
В качестве наиболее успешного примера можно привести проект Wikipedia, который на 100% использует краудсорсинг. Он создан своими же пользователями, каждый желающий может что-то добавить в онлайн-энциклопедию, поделиться информацией им с миллиардами людей. Можно смело утверждать, что для многих международных компаний такие «походы в народ» являются трендом последнего десятилетия. Особенно это касается «дружелюбных» и демократичных b2c-брендов. Многие называют это «копилкой идей», однако на самом деле это очень непростой в организации и управлении процесс. При этом важно реально оценивать свои ресурсы, выделенные под такой проект. В некоторых западных компаниях даже предусмотрена специальная должность – менеджер по краудсорсингу, в России же ее пока нет, поэтому реализовывают такие проекты обычно специалисты отдела маркетинга. В их обязанности входит «продать» задачу активной аудитории интернета – при этом она должна быть четкой и ясной – а также полностью модерировать весь процесс (ведь ни одна идея не должна остаться без внимания!). При этом обязательно нужно учитывать, что «творцам из толпы» необходимо видеть результаты своей деятельности, и тогда в следующий раз у них возникнет желание вновь потрудиться на благо вашей компании.
Наиболее простой вариант краудсорсинга вы можете начать применять в своей работе уже завтра. Эта практика широко распространена у сотрудников отдела персонала во многих западных компаниях, так почему бы не попробовать и нам? Составляя и планируя этапы прохождения конкурса на замещение вакантной позиции, добавьте в качестве одного из этапов домашнее задание. В первую очередь это касается творческих вакансий, product-менеджеров, специалистов по продвижению, руководителей отделов. Задание может быть различным: начиная элементарным «предложите варианты продвижения компании или бренда», заканчивая «как бы вы увеличили эффективность подразделения». А теперь возвращаемся к тем требованиям, которые важны для реализации краудсорсингового проекта: обеспечиваем кандидатов необходимым количеством времени и четко формулируем задачу – должны ли результаты быть оформлены в виде презентации, в свободной форме или это будет полноценная защита мини бизнес-плана. Очень важно в самом начале оговорить правила игры: согласовать с кандидатом возможность дальнейшего использования каких-то его наработок при любом исходе конкурса.
В любом случае подобные задания позволяют оценить гибкость мышления кандидата, умение решать нестандартные ситуации при ограниченном количестве информации и временном ресурсе. Важно отдавать себе отчет в том, что здесь не будет 100% правильного решения, но будет тот самый эффект краудсорсинга – нестандартный и свежий взгляд нескольких кандидатов, который позволит посмотреть на ситуацию с разных, совсем казалось бы неожиданных сторон.