Ирина Кулакова, журнал "Штат"
Москва, 30 ноября, Мариотт Гранд-Отель. Именно здесь проходила ставшая традиционной Leadership Conference. Темой мероприятия в этот раз было «Лидерство в условиях изменений».
Журнал «Штат» и консалтинговая группа Best T&D Group организовали действо так, что это был единый спектакль. Или симфония. Ни больше, ни меньше. Со своим дыханием, режиссурой, антрактами и главное – лихо закрученным сюжетом.
Мне давно не приходилось видеть на HR- конференциях настолько ярких, эмоционально окрашенных и неоднозначных выступлений, ощущать мощную энергетику, слышать чуткое дыхание зала.
Лидерство – тема не новая и, кажется, о чем можно говорить, особенно в конце финансового года? Оказалось, о многом. О том, что же это вообще за штука – лидерство и о том, можно ли ей обучиться. О нравственных постулатах, которые лежат в основе поведения истинного лидера. О том, что лидерство приносит дивиденды и прибыль компании. И о том, что лидерство – всего лишь сказка для HR-ов. О том, что лидерство – врожденное качество. И о том, что лидерству все же можно научить. О том, что хаос – единственный способ любого развития, и лидерства тоже.
Капитан, капитан, улыбнитесь!
Первая сессия конференции была посвящена лидерству гуманистическому. И это была сценарная завязка. Расставление акцентов.
Давид Якобашвили, известный предприниматель, вице-президент РСПП и сооснователь компании «Вимм-Билль-Данн», сравнивал бизнес с кораблем, на котором капитан всегда помнит, как он был матросом. Главное – видеть цель и постоянно совершенствоваться. Не складывать руки, давать своим людям права и возможности, доверять им. Лидерство – это как решение задачи Пуанкаре: берешься за бизнес, значит, надо хорошо просчитать риски и возможности, получить мнения со стороны и принять решение – быть или не быть. Но уж если взялся – будь настойчив, умей контактировать с людьми и создай команду единомышленников, которые будут тебе верить до конца.
Лидерство по Якобашвили – это критическое отношение к самому себе. Хочешь, чтобы за тобой пошли люди, тогда сделай так, чтобы тебе самому захотелось пойти за собой. Взрасти в себе такого человека, которого захотят копировать, тогда будешь жить в мире со своей совестью и тешить свое эго.
Образование – это формирование личности, сложный процесс, которым университеты сегодня, к сожалению, не занимаются. Этот пробел и подтолкнул г-на Хаварда задуматься о смене профессии. Он стал размышлять о своей системе лидерства.
По мнению Алекса Хаварда, лидерство – величина постоянная, не зависящая от ситуации. В человеке есть определенная стабильная база, и она нравственная. Отсутствие характера или определенный темперамент не являются препятствием к лидерству. У великих лидеров были разные характеры и темперамент.
Благоразумие, мужество, самообладание и справедливость – вот четыре «кита», на которых, по мнению Алекса Хаварда, и базируется лидерство. Это четыре фундаментальных основных качества лидера. Это динамические силы. И они позволяют тебе то-то делать.
Благоразумие – не способ размышлять о великих вещах. Это умение принимать решения. Если в тебе нет мужества – люди не пойдут за тобой. Отсутствует самообладание – значит, человек не уважает окружающих. Но если в тебе есть эти четыре качества, ты еще не лидер. Ты просто стал человеком. Ты обладаешь нравственностью. Эти качества характера и являются сутью лидерства
А дальше – вера в самого себя, чувство собственного достоинства, высокое представление о самом себе. «Мы должны достигнуть величия, наплюй на мнение толпы, не реагируй на критику» – вот заповеди истинного лидера. Максимальное творчество и абсолютная вера в себя. Потому что стремление к росту – естественная потребность человека.
Вторая сессия конференции была посвящена тому, как претворить в жизнь теоретические знания, как определить и обучить лидера. И это было симфоническое анданте, неспешный разговор о сути.
Анна Львова, начальник отдела управленческого обучения компании «Северсталь», делилась успешным опытом развития новой культуры лидерства.
Согласно миссии компании - «Стать лидерами в созидании» - в «Северстали» задумали внедрить корпоративную программу развития руководителей, поддержать происходящие в компании изменения, развить корпоративную культуру и горизонтальные связи между дивизиональными подразделениями.
Для начала определились с ключевыми сотрудниками – носителями корпоративной культуры: это производственные руководители. Именно на них держится «Северсталь». Для них разработали программу внутреннего обучения, направленную на то, чтобы дать руководителям среднего звена необходимые для работы инструменты в связи с внедрением ценностного подхода. Задачей данного этапа обучения было быстрое внедрение миссии, видения и ценностей компании, создание команды единомышленников с единой корпоративной культурой.
Тренерами выступали лидеры самой компании и ее руководители. Это был осознанный шаг: вовлечение руководства и их способность показать на собственном примере, что значит быть лидером, – ведь именно это является культурой компании, ее ценностями. Так сформировалась «культура открытого диалога», постоянный двухсторонний диалог стал частью корпоративной культуры «Северсталь», а руководители среднего звена на производстве стали лидерами изменений в своих подразделениях.
Она говорила о системе координат лидерства: о воодушевлении и внедрении изменений; о поддержании, планировании и руководстве. Лидерство подобно гравитации. Оно есть, но как его потрогать? На какие результаты влияет лидер компании? За что - по факту - судят лидеров?
Лидер – тот человек, который определяет, куда и зачем мы идем. Он – тот, кто при рубке деревьев залезает на самое высокое из них и говорит, в правильном ли направлении мы двигаемся.
По мнению Ирины Зариной, лидеров можно оценивать по двум критериям/осям координат: направленность на транзакции, поддержание существующей ситуации, и направленность на креатив, на новые идеи.
Скажем, генеральный менеджер Дженерал Моторс был смещен под натиском Белого дома как лидер, отвергший теорию автомобилей. А Стив Джобс отличался именно тем, что улавливал идеи, видел перемены и знал, куда идти. Менеджеру платят за эффективность транзакций (то есть за эффективное поддержание системы), а лидер – тот, кто повышает трансформации, проводит ситуационные изменения и изменяет направление движения.
Со слушателями Елена поделилась лучшими практиками развития лидерства в компании Pfizer. В качестве инструмента развития лидерства здесь создали проект развития лидеров «Академия Forward», работа над которым началась в 2010 году.
Программа обучения состоит из трех частей. Первая – презентация самого себя как лидера. Что ты за человек, если ты лидер? Презентация проходит на ярмарке проектов и занимает 5-10 минут. «С нами твои стремления превратятся в достижения!» – убеждаются слушатели Академии. Вторая часть обучения – хороший теоретический курс, концептуальная часть прогрммы. В обучении здесь используют концепцию «70-20-10», что означает 70% обучения на рабочем месте за счет решения реальных задач, 20% наставничества, коучинга, менторства и 10% – обучение в учебных классах, на семинарах и тренингах. Третья часть обучения – это корпоративные практики. В программу активно вовлекается высшее руководство.
Третью сессию, по законам жанра, взорвал Дмитрий Потапенко, человек-оркестр, человек-провокатор, человек-харизма. Управляющий партнер Management Development Group, владелец нескольких розничных и ресторанных сетей, сразу заявил, что HR-менеджерам и филологам-психологам слушать его не имеет смысла. Потому как воспитание и обучение лидерству – полнейшая чушь. Ибо лидер всегда один. Тот, который несет всю полноту ответственности.
«В моей компании 52 человека управляют 7,5 тысячами людей. Чем меньше у меня народу, тем эффективнее работает система!» Лидер – понятие генетическое, это как выбирать щенка из помета: он должен быть активным и сильным. Все остальное – от лукавого».
Или вот еще цитаты: «Я – биоробот-администратор, термин «лидерство» я не понимаю".
«Своих детей учу четырем вещам: собирать информацию, анализировать информацию, принимать решения и нести ответственность за принятые решения».
Анна рассказала, как в компании «Марс» проводятся масштабные обучающие мероприятия: количество учащихся более 200 человек, количество тренингов – 10-15 в неделю, регулярные сессии с топ-менеджерами и внешними экспертами рынка.
Поскольку миссия Марс Университета – развивать корпоративную культуру компании, фокусируясь на развитии критичных навыков и инструментов, то логично было создать Leadership College – подразделение корпоративного университета, которое фокусируется на развитии лидерства внутри организации.
Отвечая на вопрос о ключевых компетенциях лидера, в Leadership College выделили шесть основных способностей лидера. Для каждой из этих способностей существует набор определенных компетенций. Исходя из этого был выбран формат обучения лидеров. Развитию лидерских способностей служит «неделя лидерства», их в компании проводят четыре раза в год. Каждая неделя посвящена одной из лидерских способностей и включает в себя 12-13 учебных курсов по уникальному сценарию. Формат предполагает встречи со старшими лидерами, круглые столы и встречи с внешними гостями – состоявшимися лидерами из других сфер деятельности. На «неделю лидерства» съезжаются сотрудники со всей страны, и это явление давно перешагнуло рамки собственно обучения, став частью легенды компании Марс.
И, наконец, часть четвертая, заключительная. Кода.
В роли ведущего мастер-класса «Лидерство и новая наука: лидерство в условиях постоянных изменений» – президент Advanced Management Institute, совладелец и издатель BestBusinessBooks Маргарита Адаева-Датская.
Маргарита абсолютно виртуозно провела слушателей через теорию хаоса и открытия в квантовой механике к мысли, что лидер и есть тот человек, который способен сохранить фокус в условиях постоянных изменений. Задачи лидера в сегодняшних реалиях – видеть и угадывать внутренние взаимосвязи, структурировать события и вносить в них смысл и ясность.
В русском языке практически нет слов о лидерстве и управлении, имеющих позитивную смысловую нагрузку. Ставшее привычным слово "лидер" происходит от английского «lead», что означает «вести за собой». Русские слова «ведущий», «вождь» или «вожак», согласитесь, мало позитивны.
Также и с «менеджментом». По-русски «менеджмент» есть управление. Какие однокоренные слова и словосочетания назвали участники мастер-класса? «Править», «иметь право», «управлять», «направлять», «правило», «правильность». Лидерство, пожалуй, - нечто совсем иное.
Точки бифуркации и точки озарения – вот такие понятия лежат в основе лидерства. Эти странные и, на первый взгляд, несовместимые с лидерством вещи, на самом деле оказались причастными и к лидеру, и к лидерству напрямую.
Норма – это хаос, а не порядок. Совершенство – движущаяся цель. А лидерство с точки зрения квантовой теории выглядит как самосознание, смысл и выбор.
Лидер – всего лишь катализатор. Он создает и изменяет среду, изменяет обстоятельства и создает высокую энергетику, эффект присутствия. Самого лидера характеризует умение быть катализатором, желание быть катализатором и действия.
Человек, который способен придавать смыслы происходящему, имеет сильнейший лидерский потенциал. И этому можно научиться, считает Маргарита Адаева-Датская.